«Наполеон» А. Пушкин
Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед,
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн…
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землей?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой;
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена,
И налагал ярем державный
Ты на земные племена?Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
И галл десницей разъяренной
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный –
Свободы яркий день вставал, –Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.И Франция, добыча славы,
Плененный устремила взор,
Забыв надежды величавы,
На свой блистательный позор.
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой:
Европа гибла – сон могильный
Носился над ее главой.И се, в величии постыдном
Ступил на грудь ее колосс.
Тильзит!.. (при звуке сем обидном
Теперь не побледнеет росс) –
Тильзит надменного героя
Последней славою венчал,
Но скучный мир, но хлад покоя
Счастливца душу волновал.Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара;
Но поздно русских разгадал…Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!
Померкни, солнце Австерлица!
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие,
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
Война по гроб – наш договор!Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец.
Бежат Европы ополченья!
Окровавленные снега
Провозгласили их паденье,
И тает с ними след врага.И все, как буря, закипело;
Европа свой расторгла плен;
Во след тирану полетело,
Как гром, проклятие племен.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан:
И до последней все обиды
Отплачены тебе, тиран!Искуплены его стяжанья
И зло воинственных чудес
Тоскою душного изгнанья
Под сенью чуждою небес.
И знойный остров заточенья
Полнощный парус посетит,
И путник слово примиренья
На оном камне начертит,Где, устремив на волны очи,
Изгнанник помнил звук мечей,
И льдистый ужас полуночи,
И небо Франции своей;
Где иногда, в своей пустыне
Забыв войну, потомство, трон,
Один, один о милом сыне
В унынье горьком думал он.Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
1821 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Наполеон»
Вопрос об Отечественной войне 1812 года в русской литературе начала XIX века стоял очень остро. Во множестве произведений можно встретить различные оценки этого события и его участников. Наибольшее внимание художники, поэты и писатели уделяли самым ярким деятелям этой войны. Особое место среди них занимает личность Наполеона Бонапарта.
Разумеется, А. С. Пушкин не мог не откликнуться на этот своеобразный вызов эпохи. В день, когда поэт узнал о кончине французского императора в 1821 году, он создал стихотворение «Наполеон», в котором выразил своё видение судьбы этого исторического персонажа.
Сюжет произведения – это ретроспективный анализ деяний императора. Автор посмертно обращается к духу Наполеона, чтобы оценить прижизненные заслуги или, наоборот, злодейства этого героя. Первые три строфы представляют собой горькую оду Бонапарту. В них поэт оглашает собственную позицию по отношению к Наполеону. Нужно отметить, что она неоднозначна. С одной стороны, автор употребляет такие высокопарные эпитеты, как «великий человек», «могучий баловень побед», «великолепная могила», которые указывают на восхищение этим персонажем.
С другой стороны, поэт также говорит и о преступлениях Наполеона перед человечеством. Он осуждает героя с помощью следующих выражений: «грозный век», «народов ненависть», «памятью кровавой». В последующих строфах Александр Сергеевич перечисляет поступки Бонапарта, оценивая их в явно негативном ключе. Вот, например, что говорит поэт о том, как тот воспользовался пылом французского народа в своих корыстных интересах:
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.
Пушкин порицает и то, с каким азартом Наполеон покорял своих врагов. Он характеризует статус императора эпитетом «величие постыдное», смешивая два подхода – восторг и упрёк. Однако в финале это противоречие разрешается. Поэт объясняет, что именно благодаря Наполеону Россия смогла поднять голову и обрести силу. Заслугу агрессора автор описывает так:
Хвала!.. он русскому народу
Высокий жребий указал…
Таким образом, стихотворение из алогичной похвалы Бонапарту превращается в оду России. Поэт провозглашает величие Родины, чествует её свободолюбивый воинственный дух:
Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!
Надо сказать, что стихотворение написано в духе классических од времён Державина и Ломоносова. В произведении присутствует устаревшая, наполненная пафосом лексика («на оном камне», «полнощный», «ярем державный», «хлад покоя» и др.). Оно содержит возвышенные метафоры («орлы твои» – военачальники Наполеона) и метонимии («галл … низвергнул свой кумир»), а также большое количество эффектных выразительных эпитетов. Это настоящая патриотическая песнь во славу России, несмотря на то, что на первый взгляд стихотворение посвящено её непримиримому противнику.