«Маки (Весёлый день горит… Среди сомлевших трав…)» И. Анненский
Веселый день горит… Среди сомлевших трав
Все маки пятнами – как жадное бессилье,
Как губы, полные соблазна и отрав,
Как алых бабочек развернутые крылья.Веселый день горит… Но сад и пуст и глух.
Давно покончил он с соблазнами и пиром, –
И маки сохлые, как головы старух,
Осенены с небес сияющим потиром.
Из цикла «Трилистник соблазна».
Сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Раздел «Трилистники».
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Маки»
Стихотворение удивительной красоты наполнено глубоким философским содержанием, свойственным символизму.
Его украшают следующие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «весёлый день горит», «сомлевшие травы», «жадное бессилье», «сад глух, покончил он …»;
- умолчание – «день горит…» – автор побуждает читателей домыслить, чем же еще хорош погожий летний лень;
- сравнения – «маки, как бессилье, как губы, как крылья, как головы»;
- метафора – «маки пятнами»;
- инверсия – «алых бабочек … крылья», «маки сохлые» – способствует выстраиванию рифмы;
- эпитеты – «жадное бессилье», «сияющий потир (чаша для христианского богослужения)» – использованием определения «жадное» автор подчеркивает, что маки могут только привлечь к себе внимание своей яркой окраской;
- авторский неологизм – «сохлые» – в значении «высохшие, сморщенные»;
- устаревшая лексика – «осенены (в контексте речи – освещены)» – использована для придания изложению торжественности, а предмету описания – солнцу – сакрального характера, его обожествления;
- лексический повтор – «Веселый день горит…» – является своеобразным зачином, с опорой на который автор описывает полярные состояния природы, но, если в начале первой строфы фраза гармонирует с ее содержанием, то во второй – противопоставляется ему;
- аллитерация – «…сохлые, как головы старух, осенены с небес сияющим…» – создают звуковой акцент на каждом слове;
- многосоюзие – «и пуст и глух» – используется с целью акцентировать оба признака, подчеркнуть их общность, совместный характер;
- парцелляция (членение предложения) – «Веселый день горит… Но сад и пуст и глух», оформляющая антитезу – солнце все еще жарко светит, но состояние природы уже необратимо изменилось, ее ждет застой и увядание;
- перифраз – «сияющий потир» – таким образом автор иносказательно упоминает о солнце, используя и сходство формы (круг солнца и круг края чаши), и символическое (животворное) значение светила для всех живущих не земле.
Краткие формы причастия и прилагательных «осенены, пуст, глух» придают произведению патетический, торжественный тон и черты высокого стиля. Любопытно, что автор ассоциирует пиры с отравами, подразумевая под ними, видимо, любые излишества.
В рамках короткого стихотворения автор рассуждает о преходящем характере земного бытия, описывает двойственное душевное состояние, присущее человеческой природе, преклоняясь перед ее силами, принимая неотвратимость расцвета и угасания.