«Маки (Весёлый день горит… Среди сомлевших трав…)» И. Анненский
Веселый день горит… Среди сомлевших трав
Все маки пятнами – как жадное бессилье,
Как губы, полные соблазна и отрав,
Как алых бабочек развернутые крылья.Веселый день горит… Но сад и пуст и глух.
Давно покончил он с соблазнами и пиром, –
И маки сохлые, как головы старух,
Осенены с небес сияющим потиром.
Из цикла «Трилистник соблазна».
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Маки»
Стихотворение удивительной красоты наполнено глубоким философским содержанием, свойственным символизму.
Его украшают следующие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «весёлый день горит», «сомлевшие травы», «жадное бессилье», «сад глух, покончил он …»;
- умолчание – «день горит…» – автор побуждает читателей домыслить, чем же еще хорош погожий летний лень;
- сравнения – «маки, как бессилье, как губы, как крылья, как головы»;
- метафора – «маки пятнами»;
- инверсия – «алых бабочек … крылья», «маки сохлые» – способствует выстраиванию рифмы;
- эпитеты – «жадное бессилье», «сияющий потир (чаша для христианского богослужения)» – использованием определения «жадное» автор подчеркивает, что маки могут только привлечь к себе внимание своей яркой окраской;
- авторский неологизм – «сохлые» – в значении «высохшие, сморщенные»;
- устаревшая лексика – «осенены (в контексте речи – освещены)» – использована для придания изложению торжественности, а предмету описания – солнцу – сакрального характера, его обожествления;
- лексический повтор – «Веселый день горит…» – является своеобразным зачином, с опорой на который автор описывает полярные состояния природы, но, если в начале первой строфы фраза гармонирует с ее содержанием, то во второй – противопоставляется ему;
- аллитерация – «…сохлые, как головы старух, осенены с небес сияющим…» – создают звуковой акцент на каждом слове;
- многосоюзие – «и пуст и глух» – используется с целью акцентировать оба признака, подчеркнуть их общность, совместный характер;
- парцелляция (членение предложения) – «Веселый день горит… Но сад и пуст и глух», оформляющая антитезу – солнце все еще жарко светит, но состояние природы уже необратимо изменилось, ее ждет застой и увядание;
- перифраз – «сияющий потир» – таким образом автор иносказательно упоминает о солнце, используя и сходство формы (круг солнца и круг края чаши), и символическое (животворное) значение светила для всех живущих не земле.
Краткие формы причастия и прилагательных «осенены, пуст, глух» придают произведению патетический, торжественный тон и черты высокого стиля. Любопытно, что автор ассоциирует пиры с отравами, подразумевая под ними, видимо, любые излишества.
В рамках короткого стихотворения автор рассуждает о преходящем характере земного бытия, описывает двойственное душевное состояние, присущее человеческой природе, преклоняясь перед ее силами, принимая неотвратимость расцвета и угасания.