Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Зелёный вал отпрянул и пугливо…» М. Волошин

* * *

Зеленый вал отпрянул и пугливо
Умчался вдаль, весь пурпуром горя…
Над морем разлилась широко и лениво
       Певучая заря.

Живая зыбь как голубой стеклярус.
Лиловых туч карниз.
В стеклянной мгле трепещет серый парус.
       И ветр в снастях повис.

Пустыня вод… С тревогою неясной
Толкает челн волна.
И распускается, как папоротник красный,
       Зловещая луна.

1904 г.
Книга «Годы странствий» (1900–1910). Сборник «Звезда Полынь».

Анализ стихотворения Волошина «Зеленый вал отпрянул и пугливо…»

Стихотворение написано в 1904 году. В этот период поэт жил на две страны – попеременно в России и во Франции – и справедливо считал себя гражданином мира.

Волошин как свободный художник не мог не обратиться к теме моря как стихии, вдохновившей множество творческих личностей. Стихотворение представляет собой прекрасный образчик пейзажной лирики, оно характеризуется особой искренностью авторских переживаний. Его основной образ – природа: вечернее море и навеянное им настроение.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «вал отпрянул и пугливо умчался, весь … горя», «заря лениво разлилась», «парус трепещет», «ветр повис», «волна с тревогой толкает», «живая зыбь»: очеловечивая природные явления, поэт гармонично вплетает их в текст произведения, делает его полноправными персонажами;
  • эпитеты – «певучая заря», «живая зыбь», «лиловые тучи», «стеклянная мгла», «неясная тревога», «зловещая луна» – крупные мазки, с помощью которых автор изображает картину происходящего;
  • метафоры – «карниз туч», «пустыня вод», «пурпуром горя», последняя из которых свидетельствует о фотографически точном восприятии действительности поэтом и художником М. А. Волошиным: ведь пурпурный оттенок волнам придает проходящий сквозь воду красный свет заходящего солнца;
  • умолчания – «умчался вдаль…», «пустыня вод…» – позволяют остановить время, точно передать состояние полнейшего покоя, умиротворения, способствующих осмыслению мировоззренческих понятий;
  • инверсию – «разлилась заря», «трепещет парус», «с тревогою неясной», «толкает волна», «папоротник красный», которая расставляет нужные акценты и способствует рифмовке;
  • меткие сравнения – «зыбь как стеклярус (род крупного бисера)», «распускается, как папоротник»;
  • усечения, придающие изложению книжный характер и присущие устаревшей лексике – «ветр», «челн»;
  • парцелляцию, выстроенную по одинаковой схеме – « … волна. И распускается … луна», «…парус. И ветр … повис» – которая имеет функцию «присоединения» событий.

Представить нарисованную картину помогает цветовая палитра, которой пользуется автор – в стихотворении фигурируют такие цвета, как зеленый, голубой, лиловый, пурпурный, серый, красный. На общем фоне спокойствия лишь символический цвет луны вносит тревожные и таинственные нотки: мифический цветок папоротника – отсылка к древним языческим ритуалам.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах