«Зелёный вал отпрянул и пугливо…» М. Волошин
* * * Зеленый вал отпрянул и пугливо Умчался вдаль, весь пурпуром горя… Над морем разлилась широко и лениво Певучая заря. Живая зыбь как голубой стеклярус. Лиловых туч карниз. В стеклянной мгле трепещет серый парус. И ветр в снастях повис. Пустыня вод… С тревогою неясной Толкает челн волна. И распускается, как папоротник красный, Зловещая луна.
1904 г.
Книга «Годы странствий» (1900–1910). Сборник «Звезда Полынь».
Анализ стихотворения Волошина «Зеленый вал отпрянул и пугливо…»
Стихотворение написано в 1904 году. В этот период поэт жил на две страны – попеременно в России и во Франции – и справедливо считал себя гражданином мира.
Волошин как свободный художник не мог не обратиться к теме моря как стихии, вдохновившей множество творческих личностей. Стихотворение представляет собой прекрасный образчик пейзажной лирики, оно характеризуется особой искренностью авторских переживаний. Его основной образ – природа: вечернее море и навеянное им настроение.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «вал отпрянул и пугливо умчался, весь … горя», «заря лениво разлилась», «парус трепещет», «ветр повис», «волна с тревогой толкает», «живая зыбь»: очеловечивая природные явления, поэт гармонично вплетает их в текст произведения, делает его полноправными персонажами;
- эпитеты – «певучая заря», «живая зыбь», «лиловые тучи», «стеклянная мгла», «неясная тревога», «зловещая луна» – крупные мазки, с помощью которых автор изображает картину происходящего;
- метафоры – «карниз туч», «пустыня вод», «пурпуром горя», последняя из которых свидетельствует о фотографически точном восприятии действительности поэтом и художником М. А. Волошиным: ведь пурпурный оттенок волнам придает проходящий сквозь воду красный свет заходящего солнца;
- умолчания – «умчался вдаль…», «пустыня вод…» – позволяют остановить время, точно передать состояние полнейшего покоя, умиротворения, способствующих осмыслению мировоззренческих понятий;
- инверсию – «разлилась заря», «трепещет парус», «с тревогою неясной», «толкает волна», «папоротник красный», которая расставляет нужные акценты и способствует рифмовке;
- меткие сравнения – «зыбь как стеклярус (род крупного бисера)», «распускается, как папоротник»;
- усечения, придающие изложению книжный характер и присущие устаревшей лексике – «ветр», «челн»;
- парцелляцию, выстроенную по одинаковой схеме – « … волна. И распускается … луна», «…парус. И ветр … повис» – которая имеет функцию «присоединения» событий.
Представить нарисованную картину помогает цветовая палитра, которой пользуется автор – в стихотворении фигурируют такие цвета, как зеленый, голубой, лиловый, пурпурный, серый, красный. На общем фоне спокойствия лишь символический цвет луны вносит тревожные и таинственные нотки: мифический цветок папоротника – отсылка к древним языческим ритуалам.