Pishi-stihi.ru »
«Жизнь» Р. Рождественский
Г. П. ГроденскомуЖиву, как хочу, – светло и легко. Живу, как лечу, – высоко-высоко. Пусть небу смешно, но отныне ни дня не будет оно краснеть за меня… Что может быть лучше – собрать облака и выкрутить тучу над жаром песка! Свежо и громадно поспорить с зарей! Ворочать громами над черной землей. Раскидистым молниям душу открыть, над миром, над морем раздольно парить! Я зла не имею. Я сердцу не лгу. Живу, как умею. Живу, как могу. Живу, как лечу. Умру, как споткнусь. Земле прокричу: «Я ливнем вернусь!»
Анализ стиха Р. Рождественского «Жизнь»
Стихотворение «Жизнь» предваряет посвящение Г. П. Гродненскому, советскому редактору детской литературы и автору научно-популярных книг, фронтовику. В произведении излагается взгляд на жизнь и устремления человека, прошедшего суровые испытания, но не утратившего свежести восприятия и детской искренности. Очевидно, что автор всецело разделяет этот взгляд.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- многочисленные олицетворения – «небу смешно, оно не будет краснеть», «собрать облака», «выкрутить тучу», «поспорить с зарей», «ворочать громами», «молниям душу открыть», «земле прокричу», «сердцу не лгу» – позволяют сделать природные явления субъектными, полноценными персонажами стихотворения;
- слово-дублет – «высоко-высоко» – придает речи экспрессию и силу, качества разговорной;
- лексику высокого стиля – «отныне»;
- умолчание – «… не будет оно краснеть…», то есть стыдиться, лирический герой предвкушает духовный взлет, которым сможет гордиться не только он сам;
- риторические восклицания – «Что может быть лучше…!», «свежо поспорить с зарей!», «над морем раздольно (то есть свободно, не будучи стесненным ничем) парить!», «Я … вернусь!» – придают речи эмоциональную окраску и косвенно свидетельствуют о значимости затронутой темы для лирического героя;
- эпитет – «раскидистые молнии», точно описывающий подмеченное автором сходство ветвистой молнии с раскидистой кроной дерева без листьев;
- анафору – «Живу, как умею. Живу, как могу. Живу, как лечу», которая создает акцент на ключевом слове;
- сравнение – «ливнем вернусь», то есть стану желанным гостем;
- цитирование – «Я ливнем вернусь!» – придает речи исключительную достоверность;
- катахрезу – сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое – «живу светло» – то есть радостно, без угрызений совести, «свежо и громадно (то есть смело, в полную силу) поспорить»;
- антонимы – «живу – умру», описывающие жизненные контрасты;
- аллитерацию – «ворочать … над черной…» – как средство звукописи, отражающее циклопический масштаб событий;
- метонимию – «жар песка» – замена понятий (горяч не собственно песок, а согретая солнцем земля) делает речь выразительной.
Стихотворение полно радости жизни, молодого задора, ощущения полета, желания обнять и осчастливить целый мир, принести пользу людям.
Автор: Роберт РождественскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑