Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Жизнь» Р. Рождественский

Г. П. Гроденскому
Живу, как хочу, –
светло и легко.
Живу, как лечу, –
высоко-высоко.
Пусть небу
               смешно,
но отныне
ни дня
не будет оно
краснеть за меня…
Что может быть лучше –
собрать облака
и выкрутить тучу
над жаром
              песка!
Свежо и громадно
поспорить с зарей!
Ворочать громами
над черной землей.
Раскидистым молниям
душу
       открыть,
над миром,
над морем
раздольно
              парить!
Я зла не имею.
Я сердцу не лгу.
Живу, как умею.
Живу, как могу.
Живу, как лечу.
Умру,
        как споткнусь.
Земле прокричу:
«Я ливнем
вернусь!»

Анализ стиха Р. Рождественского «Жизнь»

Стихотворение «Жизнь» предваряет посвящение Г. П. Гродненскому, советскому редактору детской литературы и автору научно-популярных книг, фронтовику. В произведении излагается взгляд на жизнь и устремления человека, прошедшего суровые испытания, но не утратившего свежести восприятия и детской искренности. Очевидно, что автор всецело разделяет этот взгляд.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • многочисленные олицетворения – «небу смешно, оно не будет краснеть», «собрать облака», «выкрутить тучу», «поспорить с зарей», «ворочать громами», «молниям душу открыть», «земле прокричу», «сердцу не лгу» – позволяют сделать природные явления субъектными, полноценными персонажами стихотворения;
  • слово-дублет – «высоко-высоко» – придает речи экспрессию и силу, качества разговорной;
  • лексику высокого стиля – «отныне»;
  • умолчание – «… не будет оно краснеть…», то есть стыдиться, лирический герой предвкушает духовный взлет, которым сможет гордиться не только он сам;
  • риторические восклицания – «Что может быть лучше…!», «свежо поспорить с зарей!», «над морем раздольно (то есть свободно, не будучи стесненным ничем) парить!», «Я … вернусь!» – придают речи эмоциональную окраску и косвенно свидетельствуют о значимости затронутой темы для лирического героя;
  • эпитет – «раскидистые молнии», точно описывающий подмеченное автором сходство ветвистой молнии с раскидистой кроной дерева без листьев;
  • анафору – «Живу, как умею. Живу, как могу. Живу, как лечу», которая создает акцент на ключевом слове;
  • сравнение – «ливнем вернусь», то есть стану желанным гостем;
  • цитирование – «Я ливнем вернусь!» – придает речи исключительную достоверность;
  • катахрезу – сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое – «живу светло» – то есть радостно, без угрызений совести, «свежо и громадно (то есть смело, в полную силу) поспорить»;
  • антонимы – «живу – умру», описывающие жизненные контрасты;
  • аллитерацию – «ворочать … над черной…» – как средство звукописи, отражающее циклопический масштаб событий;
  • метонимию – «жар песка» – замена понятий (горяч не собственно песок, а согретая солнцем земля) делает речь выразительной.

Стихотворение полно радости жизни, молодого задора, ощущения полета, желания обнять и осчастливить целый мир, принести пользу людям.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах