Как писать стихи

«Ты вернешься» Ю. Друнина


«Ты вернешься» Юлия Друнина

Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал.

…О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо — родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..

Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста…

Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня…

Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд…

Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,
Если это совершится чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней —
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.

И запахнет фронтом — снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.

Только мы — однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, —
Песней
возвратишься ты с войны!

Анализ стихотворения Друниной «Ты вернешься»

Одно из самых проникновенных трогательных произведений о Великой Отечественной войне в лирике советской поэтессы Юлии Друниной – это стихотворение «Ты вернёшься» 1969 года. В нём автор не только рисует трагическую картину смерти молоденькой девушки, но и размышляет на вечные темы – преданности, памяти и дружбы.

Стихотворение с первых строк располагает к себе читателя.

Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих…
Вот так с ходу автор, словно в ледяную воду, окунает нас в атмосферу печальной безысходности. Самый воздух, о котором говорится в начальной строфе, пропитан этим холодом и звенящей тишиной, сопровождающей смерть:
А в окопе пахло снегом талым,
И налёт артиллерийский стих.

Стоит обратить внимание, с какой нежностью поэтесса говорит о героине стихотворения. Называя девушку по имени, ласково, автор делает её ближе читателю, словно Маша – наша собственная подруга. Так достигается удивительное душевное единство с читателем, который острее сопереживает героине.

Это чувство поддерживается благодаря живым образам, с помощью которых автор добавляет фигуре умирающей связистки детальности:
…О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо, родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!…

Эти эмоциональные восклицания, запоминающиеся яркие метафоры позволяют воображению восстановить образ героини и словно своими глазами увидеть её родное лицо. Проникнуться атмосферой помогают и аллитерации. Используя разные звуки, автор противопоставляет два мира: один, где царит тишина подбирающейся смерти, наполнен мягкими шипящими звуками «девочка», «в шинели», «намокшего». Другой мир – агрессивное царство войны, из которого извергаются лязг, скрежет и грохот: «столб», «взметнулся», «безмолвии», «звеня».

Вторая часть произведения повествует о том, как эта потеря повлияла на автора, от лица которого идёт речь. Она начинается с обращения: «Подожди меня немного, Маша!»

Поэтесса рассказывает о клятве, которую дала умирающей подруге. Это обещание не забывать девушку, прославляя её жизнь и подвиг в стихах. С помощью метафор Юлия Владимировна обещает знакомить своих читателей с тем, что пережила сама:
И запахнет фронтом, снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.

Важно отметить, эта клятва автором была исполнена, так как стихотворение написано спустя многие годы после войны. А значит, память о героях жива и передаётся новым поколениям.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах