Как писать стихи

«Восток белел. Ладья катилась…» Ф. Тютчев


«Восток белел. Ладья катилась…» Фёдор Тютчев

Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало,—
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало…

Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало,—
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало…

Восток вспылал. Она склонилась,
Блестящая поникла выя,—
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые…

Анализ стихотворения Тютчева «Восток белел. Ладья катилась…»

Произведение, датированное первой половиной 1830-х гг., поражает стройностью строфического рисунка: синтаксическое сходство четверостиший доведено до максимума. Лексическая анафора «восток», начинающая каждый из трех катренов, соседствует с еще одним художественным приемом — градацией. Стилистическая фигура представлена рядом «белел» — «алел» — «вспылал». На комплекс глаголов возложено несколько функций: он передает ход времени и связанные с ним трансформации природной зарисовки, а также фиксирует нарастающую эмоциональность и намекает на иносказательный смысл сюжета.

В первом четверостишии указаны пространственно-временные ориентиры, в рамках которых разворачивается лирическая ситуация: «ладья», мирно плывущая по морским волнам ранним утром. В лаконичной пейзажной зарисовке, а далее — в описании портрета героини, задействована архаическая и книжная лексика, придающая стихотворению возвышенно-романтическое звучание.

Яркое сравнение моря с «опрокинутым небом» разворачивает антитезу по вертикали, одновременно отсылая к мысли о глубинном единстве противоречий. Обе идеи мировоззренческой доктрины Тютчева находят многообразное выражение в его поэтическом мире. Постоянная перекличка верхнего и нижнего планов изображения порождает иносказательный контекст, допускающий вариативные трактовки философского смысла стихотворения.

От обозначения «мы», мимолетно промелькнувшего в зачине, поэт переходит к «ней» — юной героине, центральной фигуре в образной структуре художественного текста. Горячая молитва, религиозный восторг и слезы, обозначенные метафорой «капли огневые», — несомненные признаки причастности женского образа к таинствам внешнего мира, недоступным обычным смертным.

Психологические характеристики и особенности портрета позволяют соотнести образ молящейся с девой из произведения «В душном воздуха молчанье…» Обе героини юны и эмоциональны, обладают особой чувствительностью к природным трансформациям. Двух девушек объединяет и состояние души: нарастающая тревога, мучительное ожидание ответа на волнующие проблемы, с которыми столкнула судьба.

Семантика образа ладьи и мотива путешествия по воде, характерных для тютчевской поэтики, отсылает читателя к темам познания сокровенного или погружения в любовную страсть. Неоднозначная трактовка позволяет толковать метафорический план текста по-разному: как живописную иллюстрацию смены утра и дня, выражение самоотречения героини или мучительности любви-страдания, мольбу о прощении и даже как предчувствие ранней смерти.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах