Как писать стихи

«Встреча (О, эти встречи мимолётные…)» В. Брюсов


«Встреча» Валерий Брюсов

O toi que j’eusse aimee,
o toi qui le savais!
Charles Baudelaire.
«A une passante»*

О, эти встречи мимолетные
На гулких улицах столиц!
О, эти взоры безотчетные,
Беседа беглая ресниц!

На зыби яростной мгновенного
Мы двое — у одной черт;
Безмолвный крик желанья пленного:
«Ты кто, скажи?» Ответ: «Кто ты?»

И взором прошлое рассказано,
И брошен зов ей: «Будь моей!»
И вот она обетам связана…
Но миг прошел, и мы не с ней.

Далёко там, в толпе, скользит она,
Уже с другим ее мечта…
Но разве страсть не вся испытана,
Не вся любовь пережита!

* (фр.) О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая
это знала! Ш. Бодлер. «Прохожей»

Анализ стихотворения Брюсова «Встреча»

Стихотворение В. Я. Брюсова «Встреча» было написано 29 сентября 2904 года. С него начинается раздел «Повседневность» сборника «Stephanos», а само произведение открывается эпиграфом – фразой из Шарля Бодлера. В переводе она звучит так: «О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала!»

Такой эпиграф выбран автором неслучайно. Есть несколько стихотворений (например, «Прохожей»), которые были созданы Валерием Яковлевичем по мотивам произведений Бодлера, которым Брюсов искренне восхищался. Вот и «Встреча» является вариацией на тему сонета знаменитого французского символиста «Прошедшей мимо».

«Встреча» состоит из четырёх строф. Четверостишия имеют стройную перекрёстную рифму. Размер – ямб, причём в нечётных строках содержится по пять стоп, а в чётных – по четыре. Речь идёт от первого лица, автор выступает в роли рассказчика.

В центре сюжета – миг, когда сплетаются взгляды двух случайных прохожих, мужчины и женщины. Первой фразой поэт обозначает декорации:
О, эти встречи мимолётные
На гулких улицах столиц!

Стоит обратить внимание на интересный эпитет «гулкие улицы». Легко представить себе пустынные проспекты большого города, где каждый шаг отдаётся эхом. Неудивительно, что в такой обстановке случайная встреча кажется таинственно-судьбоносной.

Одной секунды достаточно, чтобы среди стремительного людского потока встретились взгляды одиноких сердец. Описывая это событие, поэт применяет выразительную метафору «беседа беглая ресниц», усиленную аллитерацией.

В стихотворении использовано ещё несколько метафор, которые придают ему мистичную глубокомысленность. Вот, например, как начинается вторая строфа:
На зыби яростной мгновенного
Мы двое – у одной черты…

В этом выражении заключён философский смысл. Думается, что под «яростной зыбью мгновенного» имеется в виду скоротечность того, что мы называем настоящим, текущим моментом, а если брать шире, то всей нашей жизнью. Наша жизнь – всего лишь рябь на поверхности вечного безбрежного океана времени; пройдёт одно мгновение, и она исчезнет бесследно, как и память о прожитых людьми жизнях.

Единственное мгновение заключает в себе все возможности, все потенциальные реальности. Третьей строфой автор показывает, как быстро решается судьба. В одном взгляде умещается и исповедь, и признание в любви, и обещание взаимности. Анафора («И взором… И брошен… И вот…») подчёркивает эту молниеносность решений.

Но уже в следующую секунду всё исчезает. Незнакомка проходит мимо, зрительный контакт теряется, и чары рассеиваются. С горечью поэт размышляет, что уже с другим прохожим она, возможно, делит мечту о счастье.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах