Как писать стихи

«Я (Мой дух не изнемог…)» В. Брюсов


«Я» Валерий Брюсов

Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.

Я возносил мольбы Астарте и Гекате,
Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь,
И после подходил к подножиям распятий
И славил сильную, как смерть, любовь.

Я посещал сады Ликеев, Академий,
На воске отмечал реченья мудрецов;
Как верный ученик, я был ласкаем всеми,
Но сам любил лишь сочетанья слов.

На острове Мечты, где статуи, где песни,
Я исследил пути в огнях и без огней,
То поклонялся тем, что ярче, что телесней,
То трепетал в предчувствии теней.

И странно полюбил я мглу противоречий,
И жадно стал искать сплетений роковых.
Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих…

Анализ стихотворения Брюсова «Я»

Стихотворение «Я (Мой дух не изнемог…)» можно назвать одним из важнейших произведений Валерия Яковлевича Брюсова. Оно представляет собой сконцентрированную в пяти строфах идею о взаимосвязи мироздания, религии и личности.

Это произведение было написано 24 декабря 1899 года. Оно вошло в раздел «Возвращение» сборника «Tertia vigilia» («Третья стража»). В каждом четверостишии наблюдается перекрёстная рифма. Что касается стихотворного размера, то первые три строки написаны шестистопным ямбом, четвёртая состоит из пяти стоп.

В стихотворении «Я» Валерий Яковлевич говорит от первого лица. Он словно объясняется с читателем, рассказывая о том, как он воспринимает мир и своё место в нём. Жизнь в понимании поэта – это непредсказуемый клубок парадоксов. Эту опасную неопределённость автор характеризует эпитетами «мгла противоречий», «роковые сцепленья», которые очень ярко выражают суть непростой человеческой жизни. Действительно, часто мы не можем предугадать, что ожидает нас впереди, и с кем судьба «сцепит» нас в следующий момент.

Но поэт готов противостоять невзгодам, и в этом ему помогает многогранность его сознания. Он не сосредотачивается на одном пути или одной идее, а вбирает всё лучшее из предшествующих эпох. Например, он обращается к божествам, причём это сущности, относящиеся к самым различным культам. Автор упоминает Астарту и Гекату, которые являются богинями луны в шумерской и греческой мифологиях. Он делится, как в своих мысленных путешествиях служил жрецом и приносил в жертву сто тельцов (намёк на иудаизм), и здесь же говорит о вечной христианской любви, на что указывает символ распятия. По его мнению, не существует единственной истины, а потому он может опираться на все вероучения сразу.

То же самое касается и философии. Валерий Яковлевич не желает довольствоваться одной доктриной. В поисках гармонии миропонимания его дух отправляется далеко в прошлое, где он исследует различные точки зрения. Для этого процесса у поэта находится интересная метафора: «Я посещал сады Ликеев, Академий», – рассказывает поэт, имея в виду изучение древнегреческих философских школ. В следующей строке: «На воске отмечал реченья восточных мудрецов…»

Брюсов смешивает несколько образов сразу, указывая на арабских и азиатских мыслителей и европейскую философию, выраженную в символе «на воске отмечал» (имеется в виду письмо на восковых табличках, которое было распространено на территории Европы на протяжении более 2,5 тысяч лет).

Завершая стихотворение, Валерий Яковлевич использует эпифору. Но смысл повторённой строфы меняется. Поэт показывает, что его изыскания показали ему красоту окружающего, примирили с противоречиями мира и дали богатую пищу для творчества.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах