Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Я помню длительные муки…» А. Блок

* * *

Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.

Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла;
А там, как призрак возрастая,
День обозначил купола;

И под окошком участились
Прохожих быстрые шаги;
И в серых лужах расходились
Под каплями дождя круги;

И утро длилось, длилось, длилось…
И праздный тяготил вопрос;
И ничего не разрешилось
Весенним ливнем бурных слез.

4 марта 1908 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга вторая» (1904–1908). Цикл «Фаина» (1906–1908).

Анализ стихотворения Блока «Я помню длительные муки…»

Противоречивая гамма эмоций влюбленных объясняется амбивалентной природой высокого чувства. Растущие диссонансы приводят пару к окончательному разрыву, и кульминационная сцена не раз изображается в блоковских творениях. В стихотворном тексте «Превратила всё в шутку сначала…» подробно воссоздана реакция лирической героини на слова охладевшего к ней избранника: смех сменяется укорами и слезами, истерическим хохотом, переходящим в рыдания и проклятия.

В произведении, датированном началом весны 1908 г., темой воспоминаний становится последний решительный разговор влюбленной пары. Если пушкинский герой, начинающий со знаменитой фразы «Я помню…», очарован вдохновляющей магией «чудного мгновенья», то эмоции блоковского субъекта речи противоположны. Он удручен, измучен неприятным объяснением.

В памяти лирического «я» возникает картина раннего утра. Горький разговор затянулся с ночи: на продолжительность беседы указывает выбор лексических средств с семантикой длительности. С их помощью создается эффект растянутого времени – гнетущего, изматывающего.

Силу страданий обоих героев символизирует лаконичная метонимическая деталь – заломленные женские руки в тусклом рассветном освещении. Ряд однородных сказуемых, смоделированный во втором катрене, развивает мотив душевных терзаний. Героя угнетает тяжелое ощущение напрасно прожитых лет.

Неожиданный переход темы обозначен серединой второго четверостишия: лирический субъект, до предела утомленный эмоциональным поединком, устремляет взгляд в окно. Наблюдатель обнаруживает, что жизнь идет своим чередом. В дневном свете появляются четкие очертания куполов, слышны шаги спешащих прохожих, видны круги, которые оставляют в лужах капли дождя.

Финальную строку начинает анафора, которая еще раз акцентирует внимание на продолжительности тягостной сцены. В этом же эпизоде развивается мотив пустой, безрезультатной траты времени: выяснение отношений не примирило влюбленных, а привело к расставанию.

Вывод, который звучит в концовке, сделан субъектом речи с позиции настоящего времени. В нем соединяются два линии лирического сюжета: любовная и пейзажная. Поэт прибегает к синтетическому образу, в котором сочетаются слезы и дождь. Основанием для объединения двух реалий является их общий признак: оба явления носят бурный характер. В воспоминании героя природная и интимная составляющие слились воедино.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах