Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Кондратий Рылеев

«А. А. Бестужеву» К. Рылеев

Ты разленился уж некстати,
Беглец Парнаса молодой!
Скажи, что сделалось с тобой?
В своем болотистом Кронштадте
Ты позабыл совсем о брате
И о поэте – что порой,
Сидя, как труженик, в Палате,
Чтоб свой исполнить долг святой,
Забыл и негу и покой.
Но тщетны все его порывы:
Укоренившееся зло
Свое презренное чело,
Как кедр Ливана горделивый,
Превыше правды вознесло
Так… сделавшись жрецом Фемиды,
Я о Парнасе позабыл…
К тому ж боюсь, чтоб Аониды
За то, что я им изменил,
Певцу не сделали обиды.
Хоть я и некрасив собой,
Но музы исстари ревнивы
А я – любовник боязливый…
И вот что, друг мой молодой,
В столице вкуса прихотливой
Молчанью моему виной.
Твое ж молчанье непонятно!..
Драгун ты хоть куда лихой,
Остришься ловко и приятно
И, приголубив нежных муз,
Их так пленить умел собою –
Что, в детстве соверша союз,
Они вертлявою толпою
Везде порхают за тобою
И не изменят никогда,
Пока ты всем им не изменишь;
Но кажется, что иногда
Ты ласковость их худо ценишь
Так, например: прошел здесь слух,
Не знаю я, по чьей огласке,
Что будто Мейеровой глазки
Твой возмутили твердый дух,
И верность к девам песнопений
Поработил свободный гений,
Поколебал любви недуг…
А между тем как очарован
Ты юной прелестию глаз,
Пафосских шалостью проказ
К Кронштадту скучному прикован,
Забвенью предаешь Парнас,
Один пигмей литературный,
Из грязи выникнув главой,
Дерзнул взглянуть на свод лазурный
И вызывать тебя на бой.

<26 апреля 1822>
«К. Ф. Рылеев. Полное собрание стихотворений». Раздел «Стихотворения».

Анализ стихотворения К. Ф. Рылеева «А. А. Бестужеву»

Стихотворение «А. А. Бестужеву» написано в апреле 1822 года. Оно является шутливым посланием своему другу и литературному единомышленнику Александру Александровичу Бестужеву, находящемуся на военной службе в Кронштадте. Произведение является свидетельством теплого дружеского участия, хоть и полно мягкой иронии и упреков в том, что Бестужев забросил литературные занятия.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – «Ты разленился!..», «… молчанье непонятно!..» – отражают легкую досаду автора оттого, что адресат прекратил творческие опыты;
  • риторический вопрос – «что … с тобой?»;
  • сравнения – «сидя, как труженик», «вознесло, как кедр», «порхают толпою» – отсылая к конкретным явлениям, создают у читателя зримые образы;
  • инверсию – «долг святой», «любовник боязливый (нерешительный)», «кедр Ливана горделивый», «в столице вкуса прихотливой (капризной, с прихотями)», «драгун ты всем им», «прошел слух», «Мейеровой (девушки по фамилии Мейерова) глазки», «поколебал недуг», «очарован ты прелестию», «пафосских шалостью проказ», «к Кронштадту скучному», «пигмей литературный», «на свод лазурный (небо)»;
  • многосоюзие – «и негу и покой» – выделяющее оба понятия, уравнивающее их;
  • умолчание – «поколебал (в контексте речи – вызвал перемену, нарушил) любви недуг…» – выражение притворной, с оттенком иронии грусти;
  • олицетворения – «укоренившееся зло … вознесло чело», «горделивый кедр», «прихотливая столица», «вертлявая толпа», «глазки возмутили дух», «недуг поколебал», «юная прелесть»;
  • эпитеты – «презренное (заслуживающее презрения, ненавистное) чело», «святой долг», «нежные музы», «твердый дух», «свободный гений (в контексте речи – дух – покровитель человека)», «литературный пигмей (то есть человек, незначительный в плане поэтического творчества)»;
  • метафоры – «столица вкуса (Петербург)», «любви недуг», «прелесть глаз», «шалостью прикован», «прелестию очарован»;
  • синонимы – «Аониды (название муз-покровительниц искусства, которые обитали в Аонии), девы песнопений»;
  • перифразы – «пафосские проказы» – чувственные развлечения, «жрец Фемиды» – служитель правосудия, «Парнас» – мир поэзии, «беглец Парнаса» – человек, избегающий творческих занятий.

Автор мягко подтрунивает над Бестужевым, высказывая предположения о том, почему тот забросил поэзию. Рылеев винится в том, что и сам сделал перерыв в творчестве на время работы в Петербургской уголовной палате, о которой упоминает в стихотворении.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


28 декабря 1925 г. покончил с собой Сергей #Есенин.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
https://pishi-stihi.ru/do-svidanya-drug-moj-do-svidanya-esenin.html

26 декабря 1862 г. родился Семён Надсон.
Заревом заката даль небес объята,
Речка голубая блещет, как в огне;
Нежными цветами убраны богато,
Тучки утопают в ясной вышине.

23 декабря 1942 г. умер Константин Бальмонт (ударение на последний слог).
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
#Бальмонт


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах