«Кроткий вечер тихо угасает…» Д. Мережковский
* * * Кроткий вечер тихо угасает
И пред смертью ласкою немой
На одно мгновенье примиряет
Небеса с измученной землей.В просветленной, трогательной дали,
Что неясна, как мечты мои, –
Не печаль, а только след печали,
Не любовь, а только тень любви.И порой в безжизненном молчанье,
Как из гроба, веет с высоты
Мне в лицо холодное дыханье
Безграничной, мертвой пустоты…
26 августа 1887 г., на Каме.
Сборник «Стихотворения 1883–1887». Раздел «Часть II».
Анализ стиха Д. Серг. Мережковского «Кроткий вечер тихо угасает…»
Стихотворение написано в 1887 году в жанре философской лирики. Основные поэтические образы произведения – символы: земля, небеса, даль. Они позволяют талантливому поэту прирастить смыслы: отталкиваясь от созерцания тихого безмятежного вечера, автор переходит к важным мировоззренческим обобщениям и констатирует не только непреодолимые сущностные противоречия, но и отсутствие личной духовной перспективы.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «кроткий вечер угасает, примиряет», «измученная земля», «дыханье мертвой пустоты», очеловечивание природных явлений позволяет поэту точнее выразить мысль;
- инверсию – «ласкою немой», «мечты мои», «веет дыханье», она дает возможность поэту гармонично выстроить стихотворный размер и придает речи соответствующую теме торжественность;
- эпитеты – «немая ласка», «трогательная даль», «безжизненное молчанье», которые выступают яркими определениями понятий;
- лексику высокого стиля – «небеса», также придающую нотки патетики;
- антонимы – «небеса – земля», в том числе контекстуальные «печаль – любовь» – помогают создать нужные акценты на контрастах бытия, выделить значимые явления;
- сравнения – «неясна, как мечты», «как из гроба, веет», придающие речи образность;
- синтаксический параллелизм – «не печаль, а только след печали», «не любовь, а только след любви», призванный четко обозначить антитезы и подчеркнуть эмоциональную нищету, нравственную опустошенность героя;
- ряды однородных членов предложения – «угасает, примиряет», «просветленная, трогательная», «безграничная, мертвая».
В стихотворении превалирует тема тотального одиночества, безысходности и угасания и соответствующая теме лексика – «смерть», «безжизненное», «гроб», «мертвая». Лирический герой, ассоциированный, безусловно, с автором, представляется разочарованным человеком. Размышляя о будущем (заглядывая в ту самую трогательную даль), он осознает, что оно не сулит ни определенности, ни ярких чувств, а возможно, нет и самого будущего, поэтому испытывает безотчетное беспокойство.
Только удивительная красота природы может натолкнуть на мысли о Божьем промысле – но лишь «на одно мгновенье». В целом же для лирического героя, как и для богоборца Мережковского, небеса пусты, именно поэтому ему не на что надеяться.