«Акрополь» М. Волошин
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений,
В сетке легких синих теней,
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно –
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Рдеет пламенем над ней он –
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон…
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
1900 г., Афины.
Книга «Годы странствий» (1900–1910). Сборник «Годы странствий».
Анализ стихотворения М. А. Волошина «Акрополь»
Стихотворение «Акрополь» написано в 1900 году. В этот период М. А. Волошин много путешествовал по Европе, ища вдохновения и напитываясь новыми впечатлениями. Тема произведения навеяна посещением афинского Акрополя – колыбели европейской цивилизации.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «пламенеющий залив», «колонна звенит», «уступы заплелись в узор», «луч брызнул», «ночь взглянула», «театр спит, свернув кольцо», «извивы Кефиза», «загорелый Эрехтейон (знаменитый афинский храм)», делающие изложение образным и вместе с тем удивительно достоверным;
- эпитеты – «серебристая мгла», «бронзовые лучи», «лёгкие синие тени», «мраморные аллеи», «ионийский (ионический) завиток» – архитектурное украшение в виде завитка в верхней части колонны, « рыже-огненный узор»;
- метафоры – «мгла олив», «сетка теней», «искры аллей», «сноп огней», «горн (в контексте речи – плавильная печь) лучей», «веет огоньком»;
- эллипсис – «небо бездонно – (оно) веет … огоньком»;
- сравнения – «как струна, звенит», «рдеет (краснеет) пламенем»;
- инверсию – «звенит колонна», «заплелись уступы», «рдеет он», «чёрны ветви», «спит театр» – она обеспечивает гармоничную рифмовку;
- умолчания – «заплелись уступы в узор…», «луч заката брызнул…», «над долиной сноп огней…», «рдеет Эрехтейон…» – расположенные последовательно, они передают негу и умиротворение тихого вечера – лирический герой вынужден делать благоговейные паузы.
Ряд слов и выражений требует комментариев. Ионический – связанный с древнегреческой областью Ионией. Акрополь – укрепленная центральная часть древнего города, которая расположена на возвышенном месте. В данном случае имеется виду часть Афин. Пропилеи – ворота, парадный вход в архитектурное сооружение, дворец. Портик – выступающая крытая часть здания, похожая на пристройку спереди.
Восхищенный красотой окружающего мира, автор дает фотографически точную его картину¸ используя множество определений, передающих цвета – «серый», «белый», «серебристая», «бронзовые», «синие», «рыже-огненный», «черны». Поэт рисует знакомые всем нам снопы света от заходящего солнца, полукружие древнего амфитеатра. Он отмечает ценность подлинности, мелодику отдельной архитектурной детали – колонна у него звенит, как струна.