Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Белый день» А. Тарковский

Камень лежит у жасмина.
Под этим камнем клад.
Отец стоит на дорожке.
Белый-белый день.

В цвету серебристый тополь,
Центифолия, а за ней –
Вьющиеся розы,
Молочная трава.

Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.

Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.

1942 г.

Анализ стихотворения А. А. Тарковского «Белый день»

Стихотворение «Белый день» написано в грозовом 1942 году. Ситуация написания произведения – пребывание на фронте, где Тарковский был военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога» и неоднократно выезжал на передовую. Тематика произведения может показаться странной для военного времени, но только на первый взгляд.

Жанр произведения – пейзажная лирика, и этот жанр определяет тональность читательского восприятия. В форме дружеской беседы автор делится воспоминаниями о детстве. Основной образ – природа – противопоставляет мирную жизнь бездушной сути захватнической войны.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «был переполнен сад», создающую акцент на главном образе произведения;
  • слово-дублет – «белый-белый» – придает изложению наряду с эллиптичностью речи черты разговорного стиля и особую искренность;
  • эпитеты – «молочная трава», «райский сад», «серебристый тополь», в ряду которых даже терминологическое название растения приобретает особое звучание;
  • ряд однородных членов предложения – «тополь, центифолия, розы, трава» помогает отчетливо представить нарисованную автором картину;
  • эллипсис – «под камнем (зарыт) клад» – отсылка к детской тяге к приключениям, «за ней – (растут) вьющиеся розы»;
  • метафору – «переполнен блаженством» – то есть невыразимым ощущением счастья.

Обилие назывных предложений, безличные предложения, необычная ритмика произведения создают сказочный антураж и одновременно придают речи отвлеченный характер. Метафорический смысл названия стихотворения – белый, как чистый лист, день, начало жизни.

Лирический герой – это «двойник» поэта, его воплощение, вызванное к жизни мастерством большого поэта. Упоминание о райском саде является важной деталью: это отражение свойственного детям ощущения беспричинной радости, символ чистоты и беспримерной кротости. Поэтому лирический герой и представляется воплощением ребенка.

Стихотворение состоит их четырех строф: две первые похожи на описание прекрасных декораций, в которых протекает жизнь лирического героя. Третья строфа представляет собой лексический повтор, создающий акцент на авторском посыле – невозвратимости утраченного. Наряду с четвертой она содержит важные мировоззренческие выводы. Стихотворение пронизано ностальгией по безвозвратно ушедшим годам и иллюстрирует явную и неразрывную внутреннюю связь с отцом.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах