«Белый день» А. Тарковский
Камень лежит у жасмина.
Под этим камнем клад.
Отец стоит на дорожке.
Белый-белый день.В цвету серебристый тополь,
Центифолия, а за ней –
Вьющиеся розы,
Молочная трава.Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
1942 г.
Анализ стихотворения А. А. Тарковского «Белый день»
Стихотворение «Белый день» написано в грозовом 1942 году. Ситуация написания произведения – пребывание на фронте, где Тарковский был военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога» и неоднократно выезжал на передовую. Тематика произведения может показаться странной для военного времени, но только на первый взгляд.
Жанр произведения – пейзажная лирика, и этот жанр определяет тональность читательского восприятия. В форме дружеской беседы автор делится воспоминаниями о детстве. Основной образ – природа – противопоставляет мирную жизнь бездушной сути захватнической войны.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «был переполнен сад», создающую акцент на главном образе произведения;
- слово-дублет – «белый-белый» – придает изложению наряду с эллиптичностью речи черты разговорного стиля и особую искренность;
- эпитеты – «молочная трава», «райский сад», «серебристый тополь», в ряду которых даже терминологическое название растения приобретает особое звучание;
- ряд однородных членов предложения – «тополь, центифолия, розы, трава» помогает отчетливо представить нарисованную автором картину;
- эллипсис – «под камнем (зарыт) клад» – отсылка к детской тяге к приключениям, «за ней – (растут) вьющиеся розы»;
- метафору – «переполнен блаженством» – то есть невыразимым ощущением счастья.
Обилие назывных предложений, безличные предложения, необычная ритмика произведения создают сказочный антураж и одновременно придают речи отвлеченный характер. Метафорический смысл названия стихотворения – белый, как чистый лист, день, начало жизни.
Лирический герой – это «двойник» поэта, его воплощение, вызванное к жизни мастерством большого поэта. Упоминание о райском саде является важной деталью: это отражение свойственного детям ощущения беспричинной радости, символ чистоты и беспримерной кротости. Поэтому лирический герой и представляется воплощением ребенка.
Стихотворение состоит их четырех строф: две первые похожи на описание прекрасных декораций, в которых протекает жизнь лирического героя. Третья строфа представляет собой лексический повтор, создающий акцент на авторском посыле – невозвратимости утраченного. Наряду с четвертой она содержит важные мировоззренческие выводы. Стихотворение пронизано ностальгией по безвозвратно ушедшим годам и иллюстрирует явную и неразрывную внутреннюю связь с отцом.
Автор: Арсений Тарковский