Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Белый дом» А. Ахматова

Морозное солнце. С парада
Идут и идут войска.
Я полдню январскому рада,
И тревога моя легка.

Здесь помню каждую ветку
И каждый силуэт.
Сквозь инея белую сетку
Малиновый каплет свет.

Здесь дом был почти что белый,
Стеклянное крыльцо.
Столько раз рукой помертвелой
Я держала звонок-кольцо.

Столько раз… Играйте, солдаты,
А я мой дом отыщу,
Узнаю по крыше покатой,
По вечному плющу.

Но кто его отодвинул,
В чужие унес города
Или из памяти вынул
Навсегда дорогу туда…

Волынки вдали замирают,
Снег летит, как вишневый цвет…
И, видно, никто не знает,
Что белого дома нет.

1914 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Белый дом»

Стихотворение «Белый дом» было написано Анной Ахматовой в 1914 году. Оно вошло в книгу «Белая стая», опубликованную в 1917 году издательством «Гиперборей». Впервые же произведение было напечатано в седьмом номере журнала «Голос жизни» в год создания.

В стихотворении шесть четверостиший. Способ рифмования строк – перекрёстный (abab). Размер представляет собой сложное сочетание трёх стоп, среди которых чаще встречаются амфибрахии и хореи. Лирическим героем является сама поэтесса, говорящая от первого лица.

В этом произведении отразилась печаль поэтессы по уходящей эпохе. Первые же строки сообщают читателю о том, что было важно для автора. Мы видим эпитет «морозное солнце», и наша память сразу предлагает продолжить эту неточную цитату словами «день чудесный!». Но вместо милых сердцу картин русских зимних забав мы натыкаемся на вид марширующих солдат. Хотя поэтесса и отмечает, что тревога легка, но по удвоению слова «идут» мы можем понять, что напряжение нарастает.

Вместе с героиней мы следуем в чудесный сад. Для того чтобы передать его великолепие, автор использует выразительные эпитеты и сравнения. Иней предстаёт в виде драгоценной вуали – сверкающей «белой сетки», а лучи закатного солнца благодаря метафоре «малиновый каплет свет» превращаются в струи волшебного вина.

Анафора «Здесь…» связывает два четверостишия, создавая единый портрет старинной усадьбы. Для описания дома у поэтессы также нашлись изящные эпитеты. «Стеклянное крыльцо» – этот изысканный образ снова отсылает нас к «золотому» XIX веку, одновременно напоминая о лондонском Хрустальном дворце, хрустальном гробе из сказки А. С. Пушкина и замке Снежной Королевы из произведения Г. Х. Андерсена. Героиня вспоминает, как она не раз прикасалась к старинному звонку. Здесь стоит отметить игру звуков: в паре слов «звонок-кольцо» из-за удвоения согласного «к», а также благодаря повторам «о», звенящим и щёлкающим «з» и «ц» мы можем услышать голос этого звонка.

К концу стихотворения читателя накрывает ощущение спокойной безысходности. Героиня не может найти здание из своих воспоминаний, но смиряется с этим. Дом словно растворяется, исчезает, и никто не может сказать, был ли он вообще. Представляется, что дом – это метафора ушедшего мира. Монархи, их прекрасные жилища, связанная с дворцовой жизнью культура – всё это теперь только достояние памяти. Поэтесса предполагает, что в «чутких городах», то есть там, где подобные порядки ещё живы, «белый дом» и существует. Но здесь, в стране, находящейся на пороге войны (недаром опять мы видим образ солдат), этой культуре уже нет места.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах