«Бледнеет ночь… Туманов пелена…» И. Бунин
* * * Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.Ещё усадьба спит… В саду ещё темно,
Недвижим тополь матово-зелёный,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоённый…Уж близок день, прошёл короткий сон –
И, в доме тишины не нарушая,
Неслышно выхожу из двери на балкон
И тихо светлого восхода ожидаю…
1888 г.
Анализ стихотворения Бунина «Бледнеет ночь… Туманов пелена…»
В юношеском произведении Бунина, датированном 1888 г., переосмысливаются мотивы, характерные для творчества Лермонтова и Фета. С первым из авторов текст сближает личность одинокого героя, способного ощутить, погрузиться в тишину окружающей природы. Упоминание о спящей усадьбе, густом сумеречном саде вызывает аллюзии на фетовские строки. Следуя за авторитетами, начинающий поэт, очарованный скромной гармонией природы, стремится фиксировать едва уловимые изменения предутреннего пейзажа.
Весенняя ночь сменяется рассветом – такую лирическую ситуацию изображает молодой автор. Его герой-наблюдатель замечает не только постепенно рассеивающуюся темноту, но и другие факты естественной трансформации. Последние передаются при помощи четырех прилагательных в сравнительной степени, которые соответственно описывают оттенок тумана, характер лунного света, лесную даль и холодную росу. Живописные образы, акустические приметы и даже тактильные ощущения – субъект речи моделирует многогранную, объемную картину зарождающегося утра. Для ее создания поэт привлекает разнообразные средства, оставляющие впечатление красочности, некоторой декоративности стиля: метафоры, колоризмы, олицетворения, звукопись.
В начале второго катрена проясняются особенности позиции лирического «я», созерцающего дальнюю перспективу из окна господского дома. Одновременно меняется и угол зрения: теперь предметом наблюдения становится сад. Темнота и спокойствие, царящие в нем, созвучны тишине, в которую погружен дом. Взгляд субъекта речи выхватывает отдельный образ – тополь, чья неподвижная листва характеризуется эпитетом «матово-зеленый». Завершает природную зарисовку образ чистого воздуха, в котором ощущается аромат весенних цветов. Обонятельная доминанта вновь отсылает читателя к фетовскому наследию.
Заключительное четверостишие открывается выводом: природный мир застыл в ожидании восхода. К описанному предчувствию близко и самоощущение героя. Наблюдатель желает встретить солнечный свет, не отделенный от него оконным стеклом, и поэтому тихо выходит на балкон. Осторожные движения не вносят дисгармонию во всеобщее оцепенение, не разрушают очарования момента. Субъект речи ощущает себя частью прекрасного мира, в который включены и природные объекты, и комплекс усадьбы. В этом случае сближение с фетовской поэтикой выходит на идейный уровень.
Автор: Иван Бунин