«Что ни год – уменьшаются силы…» Н. Некрасов
* * * Что ни год – уменьшаются силы,
Ум ленивее, кровь холодней…
Мать-отчизна! дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди;Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.
1861 г.
Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год – уменьшаются силы…»
В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. Даже тем, кто ранее активно ратовал за полное искоренение рабства в России. По мнению радикальных современников, реформа получилась половинчатой. К истинному освобождению крестьян она не привела. В итоге положение значительного количества простого деревенского люда не только не улучшилось, но и стало значительно хуже. Подобные мысли были близки и Некрасову. Согласно воспоминаниям писателя и революционера-демократа Николая Григорьевича Чернышевского, Николай Алексеевич к манифесту 1861 года отнесся резко отрицательно. Он считал, что жизнь крестьян не стала легче, что настоящей свободы им так и не удалось увидеть, что на смену одной кабале просто пришла другая. По мнению Некрасова, Российской империи нужно было следовать по американскому пути развития капитализма. Поэт ратовал за передачу народу помещичьих земель, за образование индивидуальных крестьянских хозяйств, за культурное развитие простых людей.
Стихотворение «Что ни год – уменьшаются силы…» датировано 1861 годом. Не в последнюю очередь посвящено оно размышлениям, касающимся отмены крепостного права. В первой строфе лирический герой пессимистичен. Он считает, что при жизни не суждено ему увидеть людей Российской империи свободными. Второе и третье четверостишия – выражение надежды. Герой жаждет хотя бы на смертном одре увидеть родную страну, вставшую на верный путь. Его заботит счастье простого народа, обычных тружеников. Во второй строфе появляется образ пахаря. Ему герой желает ясных дней впереди. Финал – самая сильная и пронзительная часть произведения. Здесь происходит переход от частного к общему. Счастье родного края – счастье его людей. Оно невозможно, пока слышно «кипенье человеческой крови и слез».
Мотив смерти в стихотворении тесно связан с размышлениями о назначении поэта и поэзии. Лирический герой – не просто художник, но и обладатель активной общественной позиции. Она делает его путь одновременно праведным и страдальческим. Похожие взгляды встречаются у Некрасова и в других стихотворениях. В частности, речь идет о произведениях «Памяти Добролюбова» и «На смерть Шевченко».