Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Плещеев

«Дети и птичка» А. Плещеев

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!» –
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…» –
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей –

И начнёт под вешним солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»

1858 г.

Анализ стихотворения Плещеева «Дети и птичка»

Стихотворение «Дети и птичка» написано в 1858 году. Десятилетие ссылки не поколебало приверженности А. Н. Плещеева к романтизму – внутренний мир человека привлекал поэта всегда. Трогающее душу детское стихотворение доказывает, что не все время жизни автор уделял борьбе за народное счастье. Возможно, на написание стихотворения поэта вдохновила женитьба и перспектива скорого рождения сына.

Произведение содержит такие выразительные средства:

  • вопросительное предложение – «Скоро ли … вернешься?..», которое является поводом дать развернутый стихотворный ответ;
  • многочисленные обращения – «Птичка!», «Милые крошки!», «детки», «малютки» – позволяют прочно удерживать детское внимание;
  • обилие восклицательных предложений – «Нам жаль…!», «Подожди!», «Сколько … подруг!» – отражает эмоцию автора;
  • олицетворения – «ветер не срывает», «природа начнет оживать», «снег сойдет», «гонят холода и дожди» – помогают наглядно изобразить явления природы, сделать их лирическими героями стихотворения;
  • многосоюзие – «ни стужи…, ни дождей»;
  • синтаксический параллелизм – «ветер не срывает, солнышко не прячется», «когда … сойдет, когда …зажурчит»;
  • инверсию – «песенок звонких», «гонят холода и дожди», «начнет … природа оживать», «нет там ни стужи теперь», «вернешься ты», «зажурчит ручей», которая обеспечивает условия рифмовки;
  • метафору – «запас песен»;
  • эпитеты – «милые крошки», «вешнее (весеннее) солнце» – позволяют придать образам яркость и объем, раскрыть авторское отношение;
  • кольцо – «Нет там ни стужи… не прячется там…»;
  • аллитерацию – «зажурчит… ручей», создающую звуковой образ полноводного ручья.

Стихотворение носит эстетический и познавательный характер – словами птички, в игровой форме оно дает детям начальные знания о мире – смене сезонов и их приметах, стайных перелетах. Деликатная, чуткая душа поэта с легкостью проникает в хрупкий мир ребенка, приближает события к масштабу восприятия маленьким человеком и заставляет читателя мыслить его временными категориями – «вы спать еще будете», «вы уж будете читать!»

Частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «птичка», «песенки», «крошки», «сторонка», «детки», «солнышко», «малютки», вопросно-ответная форма изложения, обилие личных местоимений делают стихотворение простым и доступным ребенку любого возраста.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах