Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой, Анализы стихотворений

«Дробится, и плещет, и брызжет волна…» А. Толстой

* * *

Дробится, и плещет, и брызжет волна
      Мне в очи солёною влагой;
Недвижно на камне сижу я – полна
      Душа безотчётной отвагой.

Валы за валами, прибой и отбой,
      И пена их гребни покрыла;
О море, кого же мне вызвать на бой,
      Изведать воскресшие силы?

Почуяло сердце, что жизнь хороша,
      Вы, волны, размыкали горе,
От грома и плеска проснулась душа,
      Сродни ей шумящее море!

Дата создания: 1858 г.

Анализ стихотворения Толстого «Дробится, и плещет…»

Стихотворение «Дробится, и плещет, и брызжет волна …» написано в 1858 году. В это время А. К. Толстой в качестве приближенного к императору лица делает головокружительную придворную карьеру. Одновременно это один из самых плодотворных периодов творчества поэта и драматурга.

Стихотворение наверняка написано под впечатлением от морской прогулки. Оно содержит следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «безотчетная отвага», «воскресшие силы» – кратко и ярко характеризуют испытываемые чувства, душевное состояние;
  • инверсия – «брызжет волна», «сижу я», «полна душа», «почуяло сердце», «проснулась душа» – способствует выстраиванию стихотворного размера;
  • ряды однородных членов предложения – «дробится, плещет, брызжет», «гром и плеск» – помогают описать природные явления во всей полноте;
  • аллитерация – «дробится, плещет, брызжет» – путем повторения шипящих звуков автор создает звуковой образ накатывающихся волн;
  • метафора – «полна отвагой» – точно отражает настроение лирического героя;
  • антонимы – «прибой – отбой», «жизнь хороша – горе» – противопоставляют разные стороны человеческого бытия и цикличность природных явлений;
  • олицетворения – «пена покрыла», «сердце почуяло», «душа проснулась», «волны размыкали (рассеяли) горе» – помогают передать переживания героя;
  • обращения – «море», «волны» – дополнительно фиксируют внимание читателя;
  • эллипсис – «…проснулась душа – (потому что) сродни ей … море»;
  • риторический вопрос – «…кого вызвать?..» – отображает удаль человека, готового к подвигу, решительному поступку;
  • риторическое восклицание – «сродни ей… море!..».

Охватывающий героя восторг носит метафизический характер: неслучайно автор использует религиозную лексику – «воскресшие», «душа», архаизм – «очи», «недвижно» – и лексику высокого стиля – «изведать (в значении испытать)». Это вносит в ткань стихотворения торжественный, пафосный оттенок.

Для того чтобы подчеркнуть бушующие в душе эмоции, поэт сравнивает ее морем, и делает акцент на том, что в это же время неподвижно сидит на камне. Это создает контраст, усиливающий впечатление. Произведение ярко представляет воодушевление, охватившее лирического героя. Морская стихия наполняет его новыми надеждами, придает отвагу и физические силы, заставляет забыть о невзгодах. Ширь морского простора, мощь волн оказываются под стать широкой натуре русского графа-богатыря.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Мандельштам; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах