«Дробится, и плещет, и брызжет волна…» А. Толстой
* * * Дробится, и плещет, и брызжет волна Мне в очи солёною влагой; Недвижно на камне сижу я – полна Душа безотчётной отвагой. Валы за валами, прибой и отбой, И пена их гребни покрыла; О море, кого же мне вызвать на бой, Изведать воскресшие силы? Почуяло сердце, что жизнь хороша, Вы, волны, размыкали горе, От грома и плеска проснулась душа, Сродни ей шумящее море!
1858 г.
Анализ стихотворения Толстого «Дробится, и плещет…»
Стихотворение «Дробится, и плещет, и брызжет волна …» написано в 1858 году. В это время А. К. Толстой в качестве приближенного к императору лица делает головокружительную придворную карьеру. Одновременно это один из самых плодотворных периодов творчества поэта и драматурга.
Стихотворение наверняка написано под впечатлением от морской прогулки. Оно содержит следующие выразительные средства:
- эпитеты – «безотчетная отвага», «воскресшие силы» – кратко и ярко характеризуют испытываемые чувства, душевное состояние;
- инверсия – «брызжет волна», «сижу я», «полна душа», «почуяло сердце», «проснулась душа» – способствует выстраиванию стихотворного размера;
- ряды однородных членов предложения – «дробится, плещет, брызжет», «гром и плеск» – помогают описать природные явления во всей полноте;
- аллитерация – «дробится, плещет, брызжет» – путем повторения шипящих звуков автор создает звуковой образ накатывающихся волн;
- метафора – «полна отвагой» – точно отражает настроение лирического героя;
- антонимы – «прибой – отбой», «жизнь хороша – горе» – противопоставляют разные стороны человеческого бытия и цикличность природных явлений;
- олицетворения – «пена покрыла», «сердце почуяло», «душа проснулась», «волны размыкали (рассеяли) горе» – помогают передать переживания героя;
- обращения – «море», «волны» – дополнительно фиксируют внимание читателя;
- эллипсис – «…проснулась душа – (потому что) сродни ей … море»;
- риторический вопрос – «…кого вызвать?..» – отображает удаль человека, готового к подвигу, решительному поступку;
- риторическое восклицание – «сродни ей… море!..».
Охватывающий героя восторг носит метафизический характер: неслучайно автор использует религиозную лексику – «воскресшие», «душа», архаизм – «очи», «недвижно» – и лексику высокого стиля – «изведать (в значении испытать)». Это вносит в ткань стихотворения торжественный, пафосный оттенок.
Для того чтобы подчеркнуть бушующие в душе эмоции, поэт сравнивает ее морем, и делает акцент на том, что в это же время неподвижно сидит на камне. Это создает контраст, усиливающий впечатление. Произведение ярко представляет воодушевление, охватившее лирического героя. Морская стихия наполняет его новыми надеждами, придает отвагу и физические силы, заставляет забыть о невзгодах. Ширь морского простора, мощь волн оказываются под стать широкой натуре русского графа-богатыря.