Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Дробится рваный цоколь монумента…» А. Твардовский

* * *

Дробится рваный цоколь монумента,
Взвывает сталь отбойных молотков.
Крутой раствор особого цемента
Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,
И так нагляден нынешний урок:
Чрезмерная о вечности забота –
Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,
Разъять их силой – выдать семь потов.
Чрезмерная забота о забвенье
Немалых тоже требует трудов.

Все, что на свете сделано руками,
Рукам под силу обратить на слом.
Но дело в том,
Что сам собою камень –
Он не бывает ни добром, ни злом.

13 апреля 1962 г.

Анализ стихотворения Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента…»

О дате создания текста свидетельствует дневниковая запись: первоначальная редакция появилась 13 апреля 1962 г. В то время автор, который проходил курс лечения в Барвихинском санатории, стал свидетелем демонтажа бюста Сталина, стоявшего в близлежащем парке. Позднее поэт доработал концовки двух последних четверостиший, придав им философскую ироничность и выразительность.

Лирический герой наблюдает за нелегким трудом рабочих, занятых сносом памятника. Гремят отбойные молотки, превращая гладкий камень в «рваный», раздробленный. Бытовая сцена наталкивает субъекта речи на рассуждения о переменчивости политических и иных предпочтений.

Герой-наблюдатель подчеркнуто нейтрален, его образ напоминает мудреца, иронически относящегося к ежедневной суматохе не в меру энергичных потомков. Символом человеческой суеты выступает понятие «чрезмерной заботы», вектор которой может принимать противоположные направления.

Выполняя задачу сохранить на века, соотечественники позаботились о прочности монумента: пустили в дело прочный «крутой» раствор, который «намертво» скрепил камень. Затем наступило «время пересчета», и бывших кумиров следует предать забвению. Чтобы сломать крепкую постройку, придется приложить немало усилий. Иллюстрируя картину изнурительного физического труда, автор применяет просторечный фразеологизм.

Стремления возвеличивать и ниспровергать выглядят одинаково смешными, нелепыми в своем энтузиазме. Мораль поучительной сцены, «нынешнего урока», представлена двумя афоризмами, составляющими содержание концовки. Рано или поздно «неудобный» памятник сломают: разрушается все, что сделано человеческими руками. Однако монумент остается всего лишь камнем, если лишить его ассоциативной связи с исторической личностью, в честь которой он был возведен. Намеренно разрушая отношения символа и предмета, поэт демонстрирует бессмыслицу ситуации: лидеры, возглавившие борьбу с камнем, упустили из виду нематериальную сторону проблемы – воспоминания, для существования которых не нужны монументы.

Человеческая природа несовершенна, и ее попытки состязаться с вечностью абсурдны. Освещая тему краткости жизненного пути и ограниченности его возможностей, герой произведения «Посаженные дедом деревца…» избирает другой пример: символом бессмертия становятся деревья, истинные «ровесники века».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах