«Эпиграмма (Котора лучше жизнь…)» А. Сумароков
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке, Иль на зеленой ветке? Которые стихи приятнее текут? Не те ль, которые приятностью влекут И, шествуя в свободе, В прекрасной простоте, А не в сияющей притворной красоте, Последуя природе, Без бремени одежд, в прелестной наготе, Не зная ни пустого звука, Ни несогласна стука? А к этому большой потребен смысл и труд. Иль те, которые хоть разуму и дивны, Но естеству противны? Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
<1759>
Анализ стихотворения А. П. Сумарокова «Эпиграмма (Котора лучше жизнь…)»
Стихотворение написано в 1759 году и является своеобразным творческим экспериментом. Название стихотворения в контексте его содержания – не едкое сатирическое произведение, а, скорее, остроумная заметка на полях, миниатюра-размышление большого мастера, приглашение поразмыслить о назначении, о статусе поэта и всякого творческого человека как руководителя общественной мысли, конфликте между его чувством и долгом. Косвенно автор критикует и обласканных властью литературных временщиков, царских любимцев.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические вопросы – «Котора лучше жизнь…?», «Которые стихи приятнее…?», «Не те ль, которые влекут…?», «Иль те, которые … противны?» – приглашающие читателя к дискуссии;
- олицетворения – «стихи текут (излагаются), влекут (увлекают, заинтересовывают), шествуя», «сияющая красота»;
- инверсию – «в златой ли птичке клетке», «потребен смысл», формирующую рифму;
- антонимы – «пуст – надут», в том числе контекстуальные – «(прекрасная) простота – (притворная) красота»;
- метафору – «приятностью влекут»;
- ряды однородных членов предложения – «в свободе, в простоте», «смысл, труд»;
- эпитеты – «прекрасная простота», «притворная красота», «прелестная нагота», «пустой звук», «несогласный стук (сигнал, знак)»;
- лексику высокого стиля – «влекут», «бремя (в значении ноша, тяжесть)», «одежды», «шествовать (торжественно идти, двигаться важно, с достоинством)», «естество (основная сущность)»;
- лексический повтор – «пузырь всегда пузырь» – концентрирующий внимание на конкретном предмете;
- фразеологизм – «жизнь в золотой клетке», его значение – богатая жизнь в довольстве, но с существенными ограничениями, в частности, свободы слова, с невозможностью принимать важные решения;
- многосоюзие – «ни звука, ни стука»;
- перифраз – «без бремени одежд» – иносказание, намек на отсутствие маскировки, предельную откровенность, искренность.
Оборот «жизнь за зеленой ветке» подразумевает полную свободу со всеми ее издержками – возможными лишениями и ответственностью за принятые решения, сказанные слова. Прилагательное «противны» употребляется в значении «противоречат».
Поэт находит удивительно удачный образ – пузырь как воплощение вопиющей бессодержательности. Александр Петрович противопоставляет броскую красоту слога, его вычурность прекрасной, нагруженной высокими смыслами простоте изложения.