Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Это просто, это ясно…» А. Ахматова

«Это просто, это ясно…» Анна Ахматова

Это просто, это ясно,
Это всякому понятно,
Ты меня совсем не любишь,
Не полюбишь никогда.
Для чего же так тянуться
Мне к чужому человеку,
Для чего же каждый вечер
Мне молиться за тебя?
Для чего же, бросив друга
И кудрявого ребенка,
Бросив город мой любимый
И родную сторону,
Черной нищенкой скитаюсь
По столице иноземной?
О, как весело мне думать,
Что тебя увижу я!

Анализ стихотворения Ахматовой «Это просто, это ясно…»

Стихотворение «Это просто, это ясно…» Анна Ахматова написала в 1917 году в Слепнево. Вместе с «А ты теперь, тяжёлый и унылый…» и «Просыпаться на рассвете…» оно объединялось в цикл «Сантиментальное путешествие». Все эти произведения посвящались русскому художнику и литератору Б. В. Анрепу, с которым у поэтессы были романтические отношения. Впервые стихотворение было напечатано в газете «Петроградское эхо» 22 января 1918 года.

Это произведение не разделено на строфы и написано свободным стихом: в нём можно найти всего одну рифму (созвучны четвёртая и восьмая строки). Но при этом стихотворение прекрасно читается благодаря энергичному ритму, поддерживающемуся за счёт равномерного четырёхстопного хорея. Интересно, что в каждой четвёртой строке последняя стопа усечена на один слог.

Речь идёт от первого лица. В основу сюжета стихотворения легла история из жизни поэтессы. Мы можем встретить в нём упоминания настоящих фактов её биографии – наличия семья, ребёнка, преданности Родине и Петрограду, влечения к покинувшему родную страну возлюбленному. Действительно, в 1917 году Борис Васильевич Анреп уехал из России, чтобы навсегда остаться в Англии. Именно об английской столице говорит героиня, когда рассказывает о своих скитаниях и лишениях.

Однако не следует воспринимать это произведение как биографическое. На самом деле Анна Андреевна не бросала семью и сына ради любовника. Речь здесь идёт о мечте о прекрасном безрассудстве, великой самоотверженности женщины во имя любви.

Нужно отметить, что это стихотворение очень динамично и эмоционально. Ритмичность ему придают повторы. Начальные анафоры («это просто, это ясно, это всякому…») подчёркивают, что поступки героини абсурдны. Героиня словно сама себе приводит доводы, чтобы доказать, что поступает неправильно. Но в то же время эти реплики представляют собой усиленное в три раза оправдание. Мол, сколько бы она не убеждала себя, сердцу не прикажешь.

Сакральная троица снова встречается в тексте, когда героиня задаёт риторические вопросы. Трижды женщина вопрошает, «для чего же» она идёт на все эти лишения, ведь, как известно из первых строк стихотворения, усилия не увенчаются для неё ничем. Ответом служит радостное восклицание, словно сметающее все сомнения, которое звучит в финале.

Интересно, что в стихотворении использована несколько устаревшая лексика. Встречаются такие эпитеты, как «столица иноземная», «чёрная нищенка», которые будто помещают действие в глубокое прошлое. Думается, этот приём применён нарочно, чтобы показать, что любовь имела власть над человеком во все времена.

Метки:



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах