Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Фиалка» И. Северянин

Морозову-Гоголю

Снежеет дружно, снежеет нежно,
Над ручейками хрусталит хрупь.
Куда ни взглянешь – повсюду снежно,
И сердце хочет в лесную глубь.

Мне больно-больно… Мне жалко-жалко…
Зачем мне больно? Чего мне жаль?
Ах, я не знаю, ах, я – фиалка,
Так тихо-тихо ушла я в шаль.

О ты, чье сердце крылит к раздолью,
Ты, триумфатор, ты, властелин!
Приди, любуйся моей фиолью –
Моей печалью в снегах долин.

О ты, чьи мысли всегда крылаты,
Всегда победны, внемли, о ты:
Возьми в ладони меня, как в латы,
Моей фиолью святя мечты!..

1911 г.

Анализ стиха И. Северянина «Фиалка»

Стихотворение И. Северянина «Фиалка» – яркий пример того, как талантливый, желающий поразить воображение публики поэт может подать губительное для цветов весеннее похолодание. Произведение посвящено П. Я. Морозову-Гоголю, агроному из Гатчины, входившему в литературное окружение автора, и ярко отражает творческую манеру поэта, склонного к экспериментам и эпатажу.

Стихотворение очеловечивает фиалку, передает ее монолог и включает такие средства художественной выразительности:

  • лексические повторы – «Снежеет дружно, снежеет нежно…», «Ах, я не знаю, ах, я…», «О ты, … ты триумфатор, ты…»;
  • авторские неологизмы – «снежеет (то есть покрывается снегом)», «хрусталит (внешне уподобляется хрусталю)», «хрупь (хрустящий под ногами лед)», «крылит (стремится изо всех сил, летит, как на крыльях)»;
  • олицетворения – «сердце хочет», «мысли крылаты»;
  • эмоционально-оценочную лексику – «ручейки», уменьшительный суффикс подчеркивает сожаление от того, что говорливые ручьи скоро скует мороз;
  • слова-дублеты – «больно-больно», «жалко-жалко», «тихо-тихо», придающие речи разговорные черты, искренность, доверительность;
  • риторические вопросы – «Зачем мне больно?», «Чего мне жаль?» – описывают попытку выстроить внутренний диалог;
  • аллитерацию – «ах, тихо-тихо», «ушла в шаль», «хрусталит хрупь» – повторение однородных согласных является способом звукоподражания и создания звукового образа;
  • метафоры – «ушла в шаль (сугроб)», «святя (освящая) мечты»;
  • лексику высокого стиля – «внемли» – она наряду с краткими формами прилагательных придает речи книжный, несколько выспренный характер;
  • сравнение – «в ладони, как в латы» – указывает на теплые ладони как символ защиты, является также отсылкой к укрываемому ладонью пламени свечи как некой высшей ценности;
  • инверсию – «ушла я», «возьми в ладони меня»;
  • контекстуальные синонимы – «триумфатор, властелин»;
  • риторические восклицания – «Возьми в ладони … !», «… ты, властелин!» – отражают высоту чувств лирической героини;
  • умолчания – «… больно…», «… жалко…», «возьми в ладони…» – недосказанные фразы создают интригу, заставляют работать фантазию читателя.

Фиоль – род химической лабораторной посуды, метафора вместилища. Но в контексте речи слово, скорее всего, передает глубину цвета, жизнестойкость как характерные черты цветка фиалки.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах