«Гимн учёному» В. Маяковский
Народонаселение всей империи –
люди, птицы, сороконожки,
ощетинив щетину, выперев перья,
с отчаянным любопытством висят на окошке.И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище –
фигура знаменитого ученого.Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».Вгрызлись в букву едящие глаза, –
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный,
но ученому ли думать о пустяковом изъяне?
Он знает отлично написанное у Дарвина,
что мы – лишь потомки обезьяньи.Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.
<1915>
Анализ стихотворения Маяковского «Гимн ученому»
Стихотворение «Гимн ученому» было написано в 1915 году. Оно представляет собой едкую сатиру на людей, занимающихся наукой ради науки. Знаменитый ученый, человек не от мира сего, в рамках стихотворения противопоставлен обычным людям и животным. Автор находит меткую характеристику ученому сухарю – это материализованное двуногое бессилие, в котором не осталось ничего человеческого, человек-машина.
Стихотворение необычайно актуально в свете грядущей цифровизации, которой очаровано множество наших современников. Поставленный человечеству диагноз – «потомки обезьяны» – жестко отсекает необходимость в духовности, нравственном восхождении.
Поэт использует такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «трубочиста черного», «растет человек», «жевал ихтиозавр», «искривился позвоночник», «вгрызлись глаза», «просочится солнце», которая поразительным образом создает акцент на первом слове каждого словосочетания;
- ряд однородных членов предложения – «люди, птицы, сороконожки» – удивительно, что в понятие народ поэт включает живую и неживую природу;
- эпитеты – «отчаянное любопытство», «необыкновенное зрелище», «едящие глаза», «двуногое бессилие», «засушенный хвост», «людские безобразия», «пустяковый изъян», которые точными мазками изображают предметы и явления;
- многосоюзие – «и солнце … , и апрель», оформляющее ряд однородных членов, создает акцент на каждом из них;
- синекдоху – «вгрызлись в букву», «попавшую в челюсти», которая кратко выделяет суть каждого явления, создает зримые образы;
- риторическое восклицание – «…как жалко!» – подчеркивает, что даже текст является материалом для бездушного препарирования;
- сравнения – «солнце, как ранка», «искривился, как ударенный» – еще более детализируют стихотворные образы;
- метафоры – «хвост кометы», «обломок лета», «висят на окошке»;
- олицетворение – «солнце осклабилось (широко улыбнулось)»;
- антитезу – «не человек, а … бессилие».
Примечательно употребление автором субстантивного прилагательного «красноухие». Оно является знаком того, что дети покорны не просто в силу свойств их натуры: красные уши у детей – не от холодной воды для умывания, это примета того, что детей дерут за эти уши, принуждая к послушанию.
Маяковскому претит рабская покорность, которую культивируют у детей, превращая их в потенциальных зубрил, неспособных к творческому полету.