«Грести устали мы, причалили…» Ф. Сологуб
* * * Грести устали мы, причалили, И вышли на песок. Тебя предчувствия печалили, Я был к тебе жесток. Не верил я в тоску прощания, Телесных полный сил, Твою печаль, твоё молчание Едва переносил. Безумный полдень, страстно дышащий, Пьянящий тишину, И ветер, ветви чуть колышущий И зыблющий волну, Завесой шаткой, обольстительной Весь мир обволокли, И грех мне сладок был пленительной Прохладою земли.
1921 г.
Анализ стиха Ф. Сологуба «Грести устали мы, причалили…»
Стихотворение типично для творчества Ф. К. Сологуба как певца личной свободы. Оно написано в жанре интимной лирики – перед читателем словно открывается страничка личного дневника.
В рамках стихотворения напряжение чувств человека, его тревожный внутренний мир противопоставлены поэтом царящему в природе покою. Этот контраст еще более усиливает впечатление от произведения. Оно включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «грести устали мы», «не верил я», «телесных полный сил»;
- ряды однородных членов предложения – «грести устали, причалили, вышли», «не верил, переносил», «дышащий, пьянящий», «колышущий, зыблющий», «полдень, ветер» – помогают яснее представить картину томного летнего дня;
- олицетворения – «предчувствия печалили», «полдень, страстно дышащий, пьянящий тишину», «полдень и ветер обволокли завесой», посредством такого приема автор передает наделяет ощущениями людей явления материального мира;
- лексический повтор – «твою печаль, твое молчание» – создает акцент на личности женщины – ее реакция на происходящее неприятна герою;
- эпитеты – «безумный полдень», «обольстительная завеса», «пленительная прохлада»;
- синонимы – «обольстительная, пленительная», «колышущий, зыблющий»;
- аллитерацию – «дышащий, пьянящий тишину, … колышущий и зыблющий» – повторение шипящих согласных словно имитирует шорох листьев и одновременно, как змеиное шипение, нагнетает тревогу.
Начало стихотворения описывает не только конец лодочной прогулки, но и метафорическое завершение изживших себя отношений, выстраивание которых, как и гребля, требует усилий. Этот тезис подтверждает допущенное автором противоречие: с одной стороны, персонажи устали, с другой – лирический герой полон телесных сил.
Автор не идеализирует своего героя – напротив, он иллюстрирует двойственность человеческой натуры. Охлаждение к женщине не мешает герою насладиться близостью с ней в уединенном месте. Этому способствует жара и тишина летнего полдня, легкое дуновение ветра, успокоительный плеск волн и шелест листьев, создающих особую, камерную обстановку. Обилие личных местоимений придает изложению удивительную доверительность.
Говоря о себе, герой, как и автор, называвший все своими именами, предельно откровенен и объективно описывает свои чувства. Лирический герой представляется пресыщенным человеком, которого тяготят чувства бывшей любимой: он не верит (или не хочет верить) в ее искренность.
Автор: Фёдор Сологуб