«Храбрая мама» Э. Асадов
Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.Птенчик дрогнул, заметался,
Гибель так недалека.
Кот сурово изгибался,
Примеряясь для прыжка.Вдруг спасительница-мама,
Что-то пискнув на лету,
Опустилась вниз и прямо
Смело ринулась к коту.Грозно перья распушила
И в один присест потом
(Показалось то иль было?)
Злого вора проглотила
Вместе с шерстью и хвостом.Впрочем, как тут усомниться?!
Даже тигров побеждать,
Я уверен, может птица,
Если птица эта – мать!
1954 г.
Анализ стихотворения Асадова «Храбрая мама»
Э. А. Асадов в своем творчестве всегда поднимал животрепещущие темы, но делал это с большим писательским вкусом и тактом, избегая унылой дидактики и пропагандистского напора. Прекрасные стихи о доброте, любви и долге написаны им доступно и увлекательно одновременно. Примером стихотворения, смысл которого доступен даже ребенку, является представленное произведение.
Простенькое на первый взгляд стихотворение «Храбрая мама» содержит массу выразительных средств:
- эпитеты – «желтый блеск», «злой вор» – ярко рисуют персонаж;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «сурово (хищно) изгибался»;
- риторические вопросы – «Показалось то иль было?», «…как усомниться?!» – оформляют обращение к читателю, вовлекают его в дискуссию с автором;
- парцелляцию – «…выпал как-то раз. И увидел …», «…ринулась к коту. Грозно … распушила…» – позволяет выделить значимость каждого синтаксического фрагмента;
- риторические восклицания – «…злого вора проглотила… с шерстью!..», «…птица – мать!» – подчеркивают эмоциональность изложения;
- ряды однородных членов предложения – «дрогнул, заметался», «опустилась, ринулась, распушила, проглотила» – точно и всесторонне описывают действия главных персонажей стихотворения;
- лексический повтор – «…может птица, если птица…» – выделяет ключевое слово «птица»;
- инверсию – «побеждать может птица», «птица эта» – она позволяет выстроить рифму и также выделяет ключевое слово;
- фразеологизм – «в один присест (за один прием)», украшающий и обогащающий лексическую палитру произведения;
- аллитерацию – «вместе с шерстью и с хвостом», которая удерживает внимание читателя;
- синонимы – «мама», «мать».
Частотность наречий – «сурово, вниз, прямо, смело, грозно, вместе, потом, как-то раз, на лету, тут» – придает изложению наглядность: картина спасения птенца возникает перед глазами читателя сама собой.
Обычная подсмотренная поэтом бытовая сценка дает возможность поразмыслить о великой силе материнской любви. Приращение смыслов происходит благодаря поэтическому вымыслу – его оформляет лукавый авторский вопрос «Показалось то иль было?», дающий импульс к фантазии. Описание ситуации завершает вывод, обобщающий авторский посыл: чувство самоотверженности, жертвенность присущи не только человеку и заслуживают глубокого уважения.
Автор: Эдуард Асадов