«И всех, кого любил…» Д. Самойлов
* * * И всех, кого любил,
Я разлюбить уже не в силах!
А легкая любовь
Вдруг тяжелеет
И опускается на дно.И там, на дне души, загустевает,
Как в погребе зарытое вино.Не смей, не смей из глуби доставать
Все то, что там скопилось и окрепло!
Пускай хранится глухо, немо, слепо,
Пускай! А если вырвется из склепа,
Я предпочел бы не существовать,
Не быть…
Анализ стихотворения
У советского поэта Давида Самойлова немного стихотворений, посвященных любви. А те, что есть, пропитаны пронзительной и сжимающей душу скорбью, тоской. Обусловлено это тем, что автор перенес много потерь, а его личная жизнь была неудачной, несчастливой. Давид Самуилович был однолюбом, остро пере-живал неразделенную любовь, после которой всю оставшуюся жизнь боялся вновь погрузиться в глубокие чувства, потерял способность любить так пылко, сильно, горячо, как прежде.
Лирика Давида Самойлова всегда обращена в прошлое. В отношении любовной лирики это обращение в личное прошлое, ностальгическое, но одновременно драматичное, тревожащее, вдохновляющее. Поэт относится к памяти как к спасительному явлению, в стихотворении «И всех, кого любил…» явно отражена ее успокоительная, консервирующая роль.
Основная идея первой части стихотворения – время лечит. Будучи однолюбом, душевным и тонко чувствующим человеком, поэт утверждает в стихотворных строчках, что никогда не сможет разлюбить «всех, кого любил», кто покинул его, кто оказался жесток. Но парящая, окрыленная, «легкая любовь», какой она бывает в начале своего существования, под грузом жизненных обстоятельств, мыслей, переживаний, многих прожитых дней постепенно угасает, успокаивается, «опускается на дно». Нет, она не исчезает, даже не ослабевает, а просто принимает другую форму: спокойную, ностальгическую, с оттенком грусти.
Автор вполне удовлетворен тем, что именно так и происходит, что сознание само выступает лекарем, пряча болезненное чувство в глубинах памяти, где оно притупляется, «загустевает». Вторая часть стихотворения – это раскрытие страха поэта. Самойлов буквально молится на то, чтобы больные чувства, которые когда-то разрывали ему душу, не ожили, не «вырвались из склепа» памяти, где они похоронены.
Основная мысль второй части стихотворения – попытка самоуспокоения, внутреннее убеждение, что негативный опыт должен оставаться похороненным в памяти. Поэт убеждает, уговаривает сам себя: не нужно вспоминать, не нужно бередить душу, возрождать былые чувства. А если случится обратное, то автор пред-почел бы умереть, сгинуть, вовсе не родиться, нежели испытать еще раз то, что уже пережил. В этом случае для него спасением станет небытие. Это явственно говорит о том, насколько Давид Самуилович был глубоко чувствующим, переживающим, ранимым человеком.
Автор: Давид Самойлов