Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Из подвалов, из тёмных углов…» Н. Клюев

* * *

Из подвалов, из темных углов,
От машин и печей огнеглазых
Мы восстали могучей громов,
Чтоб увидеть всё небо в алмазах,
Уловить серафимов хвалы,
Причаститься из Спасовой чаши!
Наши юноши – в тучах орлы,
Звезд задумчивей девушки наши.

Город-дьявол копытами бил,
Устрашая нас каменным зевом.
У страдальческих теплых могил
Обручились мы с пламенным гневом.
Гнев повел нас на тюрьмы, дворцы,
Где на правду оковы ковались…
Не забыть, как с детями отцы
И с невестою милый прощались…

Мостовые расскажут о нас,
Камни знают кровавые были…
В золотой, победительный час
Мы сраженных орлов схоронили.
Поле Марсово – красный курган,
Храм победы и крови невинной…
На державу лазоревых стран
Мы помазаны кровью орлиной.

1917 г.

Анализ стихотворения Клюева «Из подвалов, из темных углов…»

Стихотворение «Из подвалов, из темных углов…» написано в конце 1917 года, в самый разгар революционных событий, которые с энтузиазмом были встречены экзальтированной молодежью, к которой можно было отнести и Н. А. Клюева. Революция ассоциировалась у многих людей с духовным обновлением, избавлением от многовекового гнета, а также воздаянием за жертвы событий 1905 года.

Идею произведения трудно уловить без понимания смысла некоторых слов и выражений. Помазание – это церковное таинство, которое заключается в крестообразном мазании особым маслом – миром – как знаке благословения, в частности, при коронации, вступлении на престол, обретении власти, особых прав. Таким образом, помазание – это некое божественное разрешение властвовать, казнить и миловать, а помазанные – это те, кто его получил.

Высокий патетический стиль произведения создается использованием следующих средств художественной выразительности:

  • ярких эпитетов – «огнеглазые печи», «каменный зев», «страдальческие теплые могилы», «пламенный гнев», «кровавые были», «золотой, победительный час», «красный курган (как мемориал жертв революции)», «лазоревые страны», «невинная кровь»;
  • инверсии – «печей огнеглазых», «серафимов хвалы», «в тучах орлы», – которая способствует выстраиванию рифм;
  • олицетворений – «серафимов хвалы», «город-дьявол копытами бил», «обручились с гневом», «мостовые расскажут», «камни знают», «невинная кровь», создающих впечатляющие образы;
  • метафор – «уловить хвалы», «помазаны кровью», «девушки задумчивей звезд»;
  • авторских неологизмов – «огнеглазые», «могучей громов», «с детями», «победительный»;
  • фразеологизма «небо в алмазах» в значении «светлое будущее»;
  • эллипсиса – «юноши – (как) в тучах орлы», «поле Марсово – (это) … курган»;
  • умолчаний – «… на правду оковы ковались…», «не забыть, как прощались…», «камни знают … были (камни как свидетели былей – реально произошедших событий) …», которые пробуждают воображение читателя, вынуждают его вспомнить о страданиях и смертях невинных людей;
  • аллегории – «помазаны кровью» – аллюзия церковного помазания.

Слово «держава» употребляется в стихотворении в значении «верховная, высшая власть». Автор явно идеализирует участников бурных событий, приписывая им несуществующие черты: «…юноши – … орлы», «девушки задумчивей звезд».

В произведении активно используется религиозная лексика: «серафимы (ангелы высшего чина)», «причаститься», «Спасова чаша», «дьявол», «храм», «помазаны». Выражение «причаститься из Спасовой чаши» означает готовность принять за идею страдания и даже смерть. «Спасова чаша» – символ жизненного пути, участи Иисуса Христа (Спасителя).

Характерно, что революционные события автор не считает богопротивными, а напротив, рассчитывает на хвалу серафимов. Революцию автор расценивает как приход Царства Божия. Тем трагичнее было его разочарование.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах