Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владислав Ходасевич

«К Психее» В. Ходасевич

Душа! Любовь моя! Ты дышишь
Такою чистой высотой,
Ты крылья тонкие колышешь
В такой лазури, что порой,

Вдруг, не стерпя счастливой муки,
Лелея наш святой союз,
Я сам себе целую руки,
Сам на себя не нагляжусь.

И как мне не любить себя,
Сосуд непрочный, некрасивый,
Но драгоценный и счастливый
Тем, что вмещает он – тебя?

13 мая – 18 июня 1920 г.
Сборник «Тяжёлая лира» (1920–1922).

Анализ стихотворения В. Ходасевича «К Психее»

Стихотворение вошло в четвертую книгу стихов поэта «Тяжелая лира», оно предположительно написано в начале лета 1920 года. В его рамках Ходасевич рассуждает о двойственности натуры человека, о личности творца и природе поэтического творчества. Психея в древнегреческой мифологии – олицетворение души, дыхания; она представлялась в образе бабочки либо девушки с крыльями бабочки.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – «Душа!», «Любовь моя!» – отражают высоту чувств поэта, его экспрессию, доходящую до экзальтации;
  • метафоры – «дышишь высотой», «колышешь (то есть мерно колеблешь, машешь) в лазури», придают речи живую наглядность, ставят во главу угла красоту и необъятную ширь неба как возвышенного метафизического образа;
  • эпитеты – «чистая высота», «святой союз» – выступают как авторские оценочные суждения;
  • оксюморон – «счастливая мука» – отражает чувства, сопровождающие творческий процесс;
  • инверсию – «любовь моя», «крылья тонкие», «сосуд непрочный, некрасивый», «вмещает он», которая дает автору возможность выстроить метрику стиха;
  • риторический вопрос – «как … не любить себя…?» – оправдывает и сознание собственной исключительности, свойственное Владиславу Фелициановичу, и право говорить о нем открыто;
  • анафору – «ты дышишь …, ты … колышешь», создающую смысловой акцент на объекте речи;
  • ряды однородных членов предложения – «не стерпя, лелея», «целую, не нагляжусь», «непрочный, некрасивый», «драгоценный, счастливый» – уточняют авторскую мысль, позволяют детально описать действия и чувства;
  • книжную лексику – «лелеять (заботливо хранить, оберегать)», обусловленную тематикой произведения и придающую стихотворению торжественность;
  • метонимия – «лазурь» – подразумевает небо, причем замена понятия позволяет выделить не объект, а его значимое свойство;
  • лексический повтор – «такою высотой, … в такой лазури» – повторяющееся указательное местоимение указывает на степень выраженности признака, не называя его: здесь высота неба символизирует у автора духовные высоты, на которые возносит поэта вдохновение.

Стихотворение, воспроизводя основные черты платоновского мифа, создает смысловую оппозицию – крылатая вечная душа в вышине и временный ее сосуд в виде бренного тела на земле. Поэт касается важной философской проблемы – единства и борьбы противоположностей.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах