Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Михаил Лермонтов

«К Сушковой» М. Лермонтов

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор –
Не билось сердце у меня.

И что ж? – разлуки первый звук
Меня заставил трепетать, –
Нет, нет, он не предвестник мук:
Я не люблю – зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой»

В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета «сушковского цикла» – летние месяцы 1830 г., которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной. Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей.

Стилистика стихотворения, посвященного черноокой возлюбленной, соответствует особенностям романтической традиции. Лирический герой прибегает к возвышенным определениям, верным приметам популярного художественного стиля: «груди огонь», «прелестный взор», «чудные глаза», «души тревоги».

Действуя в рамках канонов, автор не ограничивается разработанными сюжетами. Он привносит в лирическое произведение нотки психологизма. Стремясь точно передать смутные предчувствия, юный поэт определяет тему поэтического текста – зарождение любви.

Посвящение, ставшее заглавием, диктует особенности формы произведения – обращение к лирическому «ты», женскому образу. Облик героини лишен конкретики за исключением единственной детали – блеска глаз, притягательного и пленяющего.

Лирический субъект разделяет художественное пространство на два участка: момент ушедший, до разлуки, и момент сегодняшний, после расставания. В начальной строфе конкретизируются ощущения, которые были испытаны в прошлом. Общение с героиней не нарушало душевного спокойствия, граничащего с безразличием.

Во втором катрене представлена ситуация дня сегодняшнего: в сердце героя зародились волнение и беспокойство. Странные новые чувства пока нельзя назвать определенно, поэтому герой отрицает свою влюбленность, не возводя неясные ощущения в ранг «мук». Эмоциональные движения, получающие общую характеристику «души тревог», переданы при помощи риторического вопроса и восклицания.

Пожелание героя составляет содержание финальной строфы: здесь воображается модель будущего, которое принесло бы комфорт внутреннему миру. Лексическая анафора «хоть» подчеркивает стремление быть рядом с героиней.

Романтичность, возвышенность и чуткость к перемене состояния сближают лирическое «я» стихотворения с характерными чертами образа лермонтовского героя. Тема юной зарождающейся любви пока не отягощается мотивами непонимания, страдания, обмана.


Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах