«К Сушковой» М. Лермонтов
Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор –
Не билось сердце у меня.И что ж? – разлуки первый звук
Меня заставил трепетать, –
Нет, нет, он не предвестник мук:
Я не люблю – зачем скрывать!Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.
1830 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой»
В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета «сушковского цикла» – летние месяцы 1830 г., которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной. Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей.
Стилистика стихотворения, посвященного черноокой возлюбленной, соответствует особенностям романтической традиции. Лирический герой прибегает к возвышенным определениям, верным приметам популярного художественного стиля: «груди огонь», «прелестный взор», «чудные глаза», «души тревоги».
Действуя в рамках канонов, автор не ограничивается разработанными сюжетами. Он привносит в лирическое произведение нотки психологизма. Стремясь точно передать смутные предчувствия, юный поэт определяет тему поэтического текста – зарождение любви.
Посвящение, ставшее заглавием, диктует особенности формы произведения – обращение к лирическому «ты», женскому образу. Облик героини лишен конкретики за исключением единственной детали – блеска глаз, притягательного и пленяющего.
Лирический субъект разделяет художественное пространство на два участка: момент ушедший, до разлуки, и момент сегодняшний, после расставания. В начальной строфе конкретизируются ощущения, которые были испытаны в прошлом. Общение с героиней не нарушало душевного спокойствия, граничащего с безразличием.
Во втором катрене представлена ситуация дня сегодняшнего: в сердце героя зародились волнение и беспокойство. Странные новые чувства пока нельзя назвать определенно, поэтому герой отрицает свою влюбленность, не возводя неясные ощущения в ранг «мук». Эмоциональные движения, получающие общую характеристику «души тревог», переданы при помощи риторического вопроса и восклицания.
Пожелание героя составляет содержание финальной строфы: здесь воображается модель будущего, которое принесло бы комфорт внутреннему миру. Лексическая анафора «хоть» подчеркивает стремление быть рядом с героиней.
Романтичность, возвышенность и чуткость к перемене состояния сближают лирическое «я» стихотворения с характерными чертами образа лермонтовского героя. Тема юной зарождающейся любви пока не отягощается мотивами непонимания, страдания, обмана.