«К живописцу» А. Пушкин
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала,
Хотела тайно воздохнуть.Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
1815 г.
Анализ стихотворения Пушкина «К живописцу»
Стихотворение «К живописцу» Александр Сергеевич Пушкин написал, будучи студентом Царскосельского лицея в 1815 году. Оно было опубликовано, как предполагают исследователи, без ведома поэта в альманахе «Памятник Отечественных Муз на 1827 год». Критик В. П. Гаевский, ссылаясь на воспоминания однокашников Пушкина, считает, что произведение обращено к А. Д. Илличевскому, лицейскому товарищу стихотворца, известному своим талантом художника.
Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, в качестве которого выступает сам Александр Сергеевич, обращённый, как следует из заглавия, к живописцу. Автор просит мастера изобразить портрет «друга сердца», под коим подразумевается прекрасная возлюбленная поэта. На протяжении пяти строф герой объясняет, каким должен быть образ, с помощью эффектных эпитетов добавляя всё новые и новые детали.
Стихотворный размер в произведении – четырёхстопный ямб. Основной художественный приём, на котором строится композиция, – эпитет. В каждой строфе мы можем встретить несколько пышных выражений, необходимых для максимально полной передачи чувств, которые испытывает лирический герой по отношению к своей возлюбленной. Её облик поэт характеризует следующими фразами: «невинность прелестная», «милые черты», «трепетная грудь», «взоры самой красоты».
Интересно, что ни один из этих образов не описывает внешность героини. Читатель не обнаружит ни описания формы носа или губ, не сможет оценить цвета глаз или понять, какого роста эта девушка. Однако эти характеристики и не важны для охваченного страстью героя, ведь каждая чёрточка облика возлюбленной, какой бы она не была, представляет для него воплощение идеала. Впрочем, такое отношение к объекту обожания свойственно и любому другому человеку, а поэт смог выразить это с помощью прекрасных образов.
Это восторженное стихотворение было создано в тот период, когда учителями поэзии для Пушкина были известные романтики Н.М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, В. А. Жуковский. Потому в его тексте мы можем встретить несколько устаревшие выражения, восходящие к литературным традициям прошлого века. Например, часты упоминания античных мифологических существ. Художника поэт называет «дитя харит», имея в виду богинь Талию, Алгаю и Евфросину, покровительствовавших искусству и вдохновению. Свою возлюбленную автор сравнивает с богиней юности Гебой («тонкого Гебеи стана»). Также он предлагает живописцу дополнить её облик поясом Афродиты («Венерин пояс повяжи»), показывая, что возлюбленная достойна носить этот атрибут богини.
Таким образом, это стихотворение представляет собой изысканный гимн девичьей красоте и вечно молодой любви.