Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский

* * *

Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле –
Вдруг порозовели
По вербному березняки.

Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний пень березовый
Зальется пеной розовой.

Дата создания: 1966 г.

Анализ стихотворения Твардовского «Как после мартовских метелей…»

Выразительные и лиричные пейзажные описания – характерная черта поздних творений Твардовского. Воспоминания о детстве героя «Мне сладок был тот шум сонливый…» воскрешают в памяти знакомые акустические образы: колосья ржи или верхушки сосен, колышущиеся на ветру. Разрозненные звуки слагаются в грустную мелодию жизни – иногда обманчивую, излишне оптимистичную, но всегда прекрасную.

Сюжетной основой стихотворения 1966 г. послужило известное природное явление – активное сокодвижение у деревьев, пик которого приходится на апрель. Фенологический контекст позволяет читателю довольно точно определить художественное время, а упоминание конкретных ориентиров, выраженных лексемами «мартовские», «апрель», подтверждает первоначальные впечатления.

Центральное место в художественной системе текста принадлежит образу березняка. Пережив метели и заморозки, светлый лесок включается в процесс весеннего обновления. Для описания березовой рощи автор привлекает три сказуемых, выраженных краткими прилагательными. В следующем предложении сходные функции возлагаются на пару однородных причастий, которые также даны в краткой форме. Комплекс характеристик позволяет создать жизнерадостную и динамичную пейзажную картину: тишину свежего прозрачного березняка вот-вот нарушат разнообразные звуки, издаваемые деловитыми обитателями леса, которых захватит круг весенних забот.

В последнем четверостишии поэт-наблюдатель дает прогноз. В ближайшие пару дней начнется березовый плач. Олицетворяя ежегодное явление, автор привлекает для его описания глагол «проснуться», в обычном словоупотреблении относящийся к действиям живых существ.

Заслуживают отдельного упоминания средства цветописи, привлекаемые в пейзажной зарисовке. Под нежными солнечными лучами стволы берез кажутся нежно-розовыми. Для уточнения оттенка используется окказионализм «по-вербному», представляющий собой наречие образа действия. Богатая семантика лексемы призвана расширить колористическую гамму посредством новых связей: она восходит к символике весны, времени духовного и физического возрождения и надежд. С перечисленным комплексом значений перекликается финальный образ стихотворения – пень, который покрывается свежей розоватой влагой. Лексемы «залиться» и «пена» подчеркивают интенсивность наступающих перемен, демонстрирующих мощь вечного круговорота природы.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах