«Ключ» Г. Державин
Седящ, увенчан осокою,
В тени развесистых древес,
На урну облегшись рукою,
Являющий лице небес
Прекрасный вижу я источник.Источник шумный и прозрачный,
Текущий с горной высоты,
Луга поящий, долы злачны,
Кропящий перлами цветы,
О, коль ты мне приятен зришься!Ты чист – и восхищаешь взоры,
Ты быстр – и утешаешь слух;Как серна скачуща на горы,
Так мой к тебе стремится дух,
Желаньем петь тебя горящий.
Когда в дуги твои сребристыГлядится красная заря,
Какие пурпуры огнисты
И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся!Гора в день стадом покровенну
Себя в тебе, любуясь, зрит;
В твоих водах изображенну
Дуброву ветерок струит.
Волнует жатву золотую.Багряным брег твой становится,
Как солнце катится с небес;
Лучом кристалл твой загорится,
В дали начнет синеться лес,
Туманом море разольется.О! коль ночною темнотою
Приятен вид твой при луне,
Как бледны холмы над тобою
И рощи дремлют в тишине,
А ты один, шумя, сверкаешь!Сгорая стихотворства страстью,
К тебе я прихожу, ручей:
Завидую пиита счастью,
Вкусившего воды твоей,
Парнасским лавром увенчанна.Напой меня, напой тобою,
Да воспою подобно я,
И с чистою твоей струею
Сравнится в песнях мысль моя,
А лирный глас с твоим стремленьем.Да честь твоя пройдет все грады,
Как эхо с гор сквозь лес дремуч:
Творца бессмертной «Россиады»,
Священный Гребеневский ключ,
Поил водой ты стихотворства.
1779 г.
Анализ стихотворения Державина «Ключ»
В 1779 году в свет вышла грандиозная по объёму поэма Михаила Матвеевича Хераскова «Россиада». Это был первый стихотворный на историческую тему в России, заслуживший признание всей читающей публики конца XVIII – начала XIX вв. Многие современники восторженно отзывались о поэтичности произведения, а некоторых оно даже вдохновило на создание не менее прекрасных стихов. Среди них был и Гавриил Романович Державин, выразивший своё отношение к поэме в стихотворении «Ключ».
Эта восторженная ода была написана в 1779 году и напечатана тогда же в журнале «Санкт-Петербургский вестник». В ней, как и в тексте «Россиады», использован торжественный ямб. Однако нельзя сказать, что Гавриил Романович полностью заимствовал стиль Хераскова. В оде «Ключ» иная композиция – стихотворение состоит из десяти строф по пять строк в каждой. Интересно, что первые четыре строчки строфы образуют форму abab. Пятая строка заканчивает мысль и рифмуется с другими строками.
Если воспринимать сюжет стихотворения буквально, то покажется, что автор просто рассказывает, как на него повлиял величественный пейзаж, который вдохновил Хераскова. Об этом Гавриил Романович упоминает в последней строфе:
Творца бессмертной Россиады,
Священный Гребенёвский ключ,
Поил водой ты стихотворства.
С этой позиции легко представить себе, как Державин посещает имение Михаила Матвеевича, сидит на берегу ручья, которому дал начало могучий подземный источник. Поэт описывает красоты окружающей природы:
Гора, в день стадом покровенну,
Себя в тебе, любуясь, зрит;
В твоих водах изображенну
Дуброву ветерок струит,
Волнует жатву золотую.
Читатель отметит и яркие эпитеты («розы пламенны», «багряный брег» и др.), и замысловатые метафоры («парнасский лавр» – символ триумфа). Однако следует понимать, что всё это служит не для показа природных богатств, а для восхваления поэзии.
Именно этот источник так волнует Гавриила Романовича. Родник в стихотворении выступает аллегорией поэтического вдохновения, творческого потока, который дарит автору радость созидания. Недаром Державин иносказательно сравнивает Гребенёвский ручей с источником Кастальского ключа, по легенде посвящённого богу поэзии Аполлону. Отсюда и упоминание лаврового венка как награды за служение искусству. Показательно, что лавром автор награждает Хераскова, в то время как о себе говорит «увенчанный осокой», т. е. ещё не заслуживший такого же признания.
Современному читателю, возможно, будет трудно воспринимать это произведение. Помимо устаревших выражений («пурпуры огнисты» «перлы», «глас», «являющий лице небес»), в оде встречаются слова с изменённым ударением («осокою», «становится»). Однако эти сложности не мешают проникнуться торжественным радостным настроением стихотворения.
Оды ✑