Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Надпись на чаше» И. Бунин

Древнюю чашу нашел он у шумного синего моря,
В древней могиле, на диком песчаном прибрежье.
Долго трудился он; долго слагал воедино
То, что гробница хранила три тысячи лет, как святыню,
И прочитал он на чаше
Древнюю повесть безмолвных могил и гробниц:

«Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
Вечно лишь солнце, земля и ее красота,
Вечно лишь то, что связует незримою связью
Душу и сердце живых с темной душою могил».

<1903>

Анализ стихотворения Бунина «Надпись на чаше»

В произведении 1903 г. автор обращается к классическому жанру надписи, известному со времен античности и ставшему популярным в русской традиции на переломе XVIII–XIX вв. Анакреонтической тематике соответствует изысканный размер стиха – гекзаметр, семантика которого обогащает небольшой текст разнообразием культурно-исторических аллюзий.

Глубинная связь современности с временами давно минувшими, определение преходящего и бессмертного – такова центральная мысль стихотворения. Она подчеркивается при помощи лексической анафоры «древняя», трижды встречающейся в начальной строфе.

Поэт конкретизирует внешние рамки лирической ситуации: персонаж, занятый поиском следов погибших цивилизаций, находится на пустынном берегу моря. Усердие исследователя, ведущего изыскания на месте заброшенного захоронения, было вознаграждено ценной находкой – чашей. Реликвия, подобно святыне, была укрыта в гробнице, и безмолвная темнота сумела сохранить ее для героя-историка.

Немалых трудов стоило разобрать надпись, сделанную безвестным мастером тысячелетия назад. Содержанию мудрого послания предков посвящено финальное четверостишие. В этом фрагменте появляется еще одна анафора. Ей служит наречие «вечно», с помощью которого упорядочивается перечень явлений, неподвластных ходу времени. В него входят природные объекты: море и небо, солнце и прекрасная земля. По сравнению с их грандиозными масштабами бренный человек выглядит ничтожным, а его жизнь – мимолетной. Однако концовка вносит новые акценты в трактовку проблемы вечности: декларируется наличие неуловимой, невидимой духовной связи между динамичным и эмоциональным миром живых и темным, полным загадок царством ушедших. Способность обращаться к общей прапамяти возвышает смертных, ставит человеческое начало в ряд категорий бесконечного. Послание неизвестного мудреца призвано изменить привычный круг мыслей, стать точкой, с которой начнется трансформации сознания.

Онтологическая ситуация внезапного прозрения, изменяющая отношение к личному жизненному опыту, воспроизведена в другом бунинском творении – произведении «Могила в скале». Его герой, разглядевший в пыли нубийского саркофага след человека, жившего века назад, также переживает потрясение. Он ощущает собственную причастность к истории. Потрясающая воображение перспектива в прошлое резко расширяет рамки повседневности.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Стихи классиков, написанные 5 марта. Обман (Александр Блок) 1904 г. Прорицание (Валерий Брюсов) 1912 г. Какая нежная интимность… (Федор Сологуб) 1913 г. Все — как один (Игорь Северянин) 1917 г.

Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах