Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Крылов

«Кот и повар» И. Крылов

      Какой-то Повар, грамотей,
      С поварни побежал своей
      В кабак (он набожных был правил
   И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
            Кота оставил.
Но что́ же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
      Припав за уксусным бочёнком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.
      «Ах, ты, обжора! ах, злодей!»
      Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курченка убирает.)
   Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—
      А ты… ахти, какой позор!
      Теперя все соседи скажут:
      «Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
   И Ваську-де, не только что в поварню,
      Пускать не надо и на двор,
      Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
      (А Васька слушает, да ест.)
   Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
   Не находил конца нравоученью.
      Но что ж? Пока его он пел,
      Кот-Васька всё жаркое съел.
              ____________

      А я бы повару иному
      Велел на стенке зарубить:
   Чтоб там речей не тратить попустому,
      Где нужно власть употребить.

Анализ, мораль басни Крылова «Кот и повар»

Басня И. А. Крылова «Кот и повар» была хорошо известна к моменту опубликования в 1813 году. Она явилась ответом поэта на предшествующие наполеоновскому вторжению в Россию военные события 1812 года, а также полководческую немощь Барклая-де-Толли в начальном периоде отечественной войны. Автор осуждает терпимое отношение правительств европейских стран к бесчинствам Наполеона, в то время как согласованные действия коалиции могли с ними легко покончить.

Язык басни «Кот и повар», как и всего, что создал Крылов, ярок и сочен. Большое количество глаголов подчеркивает преобладание в тексте действия, это впечатление усиливается рядом однородных сказуемых — «побежал, правил, оставил». При этом эпитеты — «набожные правила», «честный кот», «уксусный бочонок», «жадный волк» — носят вспомогательный характер, и их немного, как и метафор — «стыдно стен», «порча, чума, язва мест», «слов теченье», «петь нравоученье», «пример смиренства». Оборот «уксусный бочонок» обозначает бочку, содержащую уксус.

Иван Андреевич также использует омонимическую рифму «правил – правил» (в значении «справлял»), характерные для него устаревшие и просторечные обороты: слово «тризна» в контексте басни — «поминки», «стеречи» — «стеречь», «смиренство» — «смирение», «теперя», «кажут» — «представляют», «употребить» (силу) – «применить», авторские комментарии, которые помещает в скобки.

Басня включает множество иронических нот: в приложении к повару — «грамотей», «ритор» (в контексте басни – «мастер красноречия»), в приложении к коту — «курчонка убирает», «трудится над курчонком».
Среди других средств художественной выразительности: многочисленные примеры инверсии — «набожных был правил», «по куме тризну правил», «повару иному», «слов теченье», «его он пел» — которые смещают акцент на слово в конце фразы; антитезы – «побежал в кабак — набожных был правил», «речей не тратить – власть употребить»; олицетворение — «дав волю теченью»; сравнение — «пускать не надо, как волка»; фразеологизм – «зарубить на стенке»; риторические вопросы — «Но что же он … видит?», «Не стыдно ль …тебе?», «Но что ж?»

Многочисленные риторические восклицания – «Ах ты, обжора! ах, злодей!», «Как!», «Ахти, какой позор!», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!», «… он язва здешних мест!» — иллюстрируют пустословие повара, весь пар у которого, говоря фигурально, уходит в свисток.

Анафоры «Ах, обжора! Ах, злодей», «он порча, он чума, он язва», «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» одновременно являются примерами мастерски введенной градации и позволяют максимально точно охарактеризовать персонаж, создать о нем у читателя негативное представление.

Используя иносказание — «повару иному» — на самом деле великий баснописец дает универсальный совет. Нельзя реальные дела заменять пустыми словами.

Мораль басни – в необходимости достойного наказания, поскольку увещевания, разглагольствования о моральных устоях эффективны не всегда – порой рассуждения должны перерасти в активные действия. Просьбы и бесплодные уговоры дискредитируют того, кто не в состоянии ни на что решиться и применить реальную силу. Кроме того, нерешительные действия или отсутствие таковых поощряет воров и наглецов. Басня также осуждает недальновидность, глупость повара, доверившего вороватому коту съестное, пьянство и невежество, которое проявляется в том, что он идет почтить память умершей в кабак.

При правильном истолковании басня поможет детям научиться находить тонкую грань между необходимостью действовать силой убеждения и применением грубой силы.




Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах