Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Лес» Н. Клюев

Как сладостный орган, десницею небесной
Ты вызван из земли, чтоб бури утишать,
Живым дарить покой, жильцам могилы тесной
Несбыточные сны дыханьем навевать.

Твоих зеленых волн прибой тысячеустный,
Под сводами души рождает смутный звон,
Как будто моряку, тоскующий и грустный,
С родимых берегов доносится поклон.

Как будто в зыбях хвой рыдают серафимы,
И тяжки вздохи их и гул скорбящих крыл,
О том, что Саваоф броней неуязвимой
От хищности людской тебя не оградил.

Анализ стихотворения Клюева «Лес»

Стихотворение «Лес» было написано в 1912 году, когда Клюев не просто печатался, но и был уже объявлен провозвестником народной культуры. Небольшое стихотворение «Лес» изобилует средствами художественной выразительности, свидетельствующими о большом таланте русского поэта-самородка, это:

  • эпитеты – «сладостный орган», «небесная десница (правая рука)», «несбыточные сны», «тысячеустный (имеющий тысячи уст – губ) прибой», «тоскующий и грустный поклон», «скорбящие крыла», «неуязвимая броня», «хищность людская», «смутный звон» – настоящие украшения текста;
  • инверсия – «десницею небесной», «могилы тесной» «прибой тысячеустный», «вздохи их», «броней неуязвимой», «от хищности людской» – используется для облегчения рифмовки;
  • олицетворения – «прибой рождает», «скорбящие крыла», «тысячеустный прибой», «неуязвимая (в контексте стихотворения – прочная) броня» – способствуют созданию ярких образов природы;
  • сравнения – «вызван, как орган»;
  • метафоры – «вызван из земли», «дарить покой», «сны навевать дыханьем», «своды души», «рождает звон», «зыби хвой», «гул крыл» – позволяют сократить объем теста, выделяя ключевое слово;
  • оксюморон – «жильцы могилы»;
  • синтаксический параллелизм – «Как будто моряку…, Как будто в зыбях хвой…»;
  • катахреза (сочетание несовместимых слов) – «доносится поклон» – но надо понимать, что слово «поклон» в контексте речи – означает не наклон корпуса, а весточку, приветствие с родины;
  • оригинальные контекстные антонимы – «живым – жильцам могилы»;
  • авторские неологизмы – «хищность», «утишать»;
  • ряд однородных членов предложения – «утишать, дарить, навевать» – позволяет многостороннее охарактеризовать назначение (по мнению автора) леса.

Лексику высокого стиля «зыби (волны)» – Н. А. Клюев гармонично сочетает с лексикой просторечной – «родимый». Лес в представлении поэта – это созданный природой храм, недаром Клюев упоминает орган – инструмент, предназначенный создавать особую атмосферу и настрой прихожан, своды души (ассоциированные со сводами храма) и смутный звон. Произведение является гимном лесу не только как главному природному богатству России. Оно олицетворяет русский лес в целом, наделяя его чертами духовного существа, способного очистить любого человека, успокоить бури, в том числе душевные. Он уподобляет лес столь любимой поэтами морской стихии – «зеленых волн прибой».

Своеобразная клюевская религиозность в рамках стихотворения «Лес» совершенно свободна от присущего ей налета чувственности и рискованных натуралистических отсылок: лексика «серафимы (ангелы высшего ангельского чина)», «небесная десница», «Саваоф (один из титулов Бога)» предельно ясна и конкретна.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах