Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Меркнут знаки Зодиака…» Н. Заболоцкий

* * *

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо,
Руки крепкие, как палки,
Груди круглые, как репа.
Ведьма, сев на треугольник,
Превращается в дымок.
С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.
Вслед за ними бледным хором
Ловят Муху колдуны,
И стоит над косогором
Неподвижный лик луны.

Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала,
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.

Леший вытащил бревешко
Из мохнатой бороды.
Из-за облака сирена
Ножку выставила вниз,
Людоед у джентльмена
Неприличное отгрыз.
Все смешалось в общем танце,
И летят во сне концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы.

Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти –
Только вымысел и бред.
Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье, –
То, чего на свете нет.

Высока земли обитель.
Поздно, поздно. Спать пора!
Разум, бедный мой воитель,
Ты заснул бы до утра.
Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой –
Полузвери, полубоги –
Засыпаем на пороге
Новой жизни молодой.

Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!

1929 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…»

Известное произведение 1929 г. стало вехой творческого пути Заболоцкого, а также оказало влияние на развитие современной поэзии. Многообразие идей и образов, оригинальность их воплощения, богатство интертекстуальных перекличек – особенности текста неизменно притягивают читательское внимание.

Картина загадочной ночной тьмы, смоделированная в зачине, открывает счет впечатляющему карнавальному шествию фантастических персонажей. Их образы созданы в нарочито приземленной манере, обеспечивающей комический эффект. Прекрасные русалки с крепкими руками-палками и грудями, напоминающими репу, похожи не на призрачных романтических дев, а на пышущих здоровьем деревенских красавиц. Под неподвижной луной происходят диковинные события, вызывающие в памяти эпизоды гоголевской повести о предрождественской ночи. Нечисть и мертвец исполняют негритянский танец, колдуны заняты ловлей Мухи, лукавая сирена готовится подставить ножку зазевавшемуся прохожему. Каждый из «уродцев», составляющих фантасмагорический ряд, обнаруживает способность к преображению: к примеру, ведьма без труда обращается в легкий дым. Все персонажи смешиваются в немыслимом балаганном веселье, уравнивающем насекомых и покойников, обезьян и жителей Британии.

Приемы карнавализации соседствуют с выражением наивного сознания, близкого к детскому началу. Многочисленные тавтологии приближены по структуре к манере подачи информации, которая характерна для литературы, предназначенной для чтения малышам. Такие же функции возложены на звукоподражательную доминанту – стучащую колотушку.

Среди иронических описаний мифологической картины мира неожиданно возникает обращение к лирическому адресату. Им становится рассудок субъекта речи, «бедный воитель». Словосочетание выражает авторскую мысль о несовершенстве человеческого разума, который настолько беспокоят бредовые фантазии, что лишают целительного сна.

Мотивы утешения, возникшие в центральных строфах, получают развитие в финальном эпизоде. Они воплощаются в узнаваемую форму литературной колыбельной, поддержанную напевной хореической строкой. Семантика колыбельной песни также осмысливается иронически: герою приходится баюкать, успокаивать собственные мысли, взбудораженные необыкновенными видениями. Традиционная формула, устойчивая примета жанра, завершает художественный текст.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах