«Мирок» М. Цветаева
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.Дети – это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Сборник «Вечерний альбом» (1910). Раздел «Детство».
Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Мирок»
Стихотворение «Мирок» вошло в «Вечерний альбом» поэтессы, напечатанный в 1910 году за ее собственные средства, в раздел «Детство», но критики дружно и незаслуженно обошли его вниманием.
Текст произведения построен как совокупность определений детства, как мозаика смыслов, из которой составлен мир маленького человека.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «глазок боязливых», «по паркету стук», «ножек шаловливых», «словечек шепот», «миг покоя краткий», «Богу … обет (обещание)», «мира загадки», «кроется ответ» – которая обусловлена необходимостью рифмовки;
- эпитеты – «боязливые глазки», «пасмурные мотивы», «мирные картинки», «вечный беспорядок», «радостные науки», «ласковые словечки», «мерный голос», «трепетный обет», «нежные загадки», «сказочные моря»;
- олицетворения – «боязливые глазки», «радостные науки», «картинки дремлют», «словечек шепот», «голос сказки»;
- метафоры – «солнце в мотивах», «мир гипотез», «золото колечек (курчавых прядей)», «блестки фонарей»;
- лексический повтор – «это вечер, вечер», «Дети – это…»;
- ряды однородных членов предложения – «солнце, мир гипотез, беспорядок, шепот, картинки»; «вечер, блестки, голос» – для точного описания быта и жизни ребенка;
- синонимы – «отдых, покой»;
- контекстуальные антонимы – «пасмурный – радостный»;
- симплоку (повторение слов в смежных стихах или фразах при разной середине или начале и конце) – «…загадки, и в самих загадках … ответ», позволяющую создать акцент на ключевом слове;
- аллитерацию (многократное повторение однородных согласных) – сказки о царе Салтане, о русалках-сестрах сказочных;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «мирок», «глазки», «ножки», «колечки», «словечки», «овечки», «картинки», «птички», «кроватка».
Первая строфа стихотворения отражает чередование радости и грусти, оборот «солнце в пасмурных мотивах» – переменчивость детского характера, когда на заплаканном лице может появиться улыбка. Вторая, несколько умильная по тону, напоминает подтрунивание, шутливую иронию. Обилие однородных форм слов в нем приводит к пародийному восприятию даже слова «беспорядок». Третья строфа проникнута тонким лиризмом, она отражает тихое материнское счастье, прелесть семейной атмосферы. В четвертой автор делает попытку заглянуть в будущее, отгадать, кем же станут дети.