Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Марина Цветаева

«Мирок» М. Цветаева

Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети – это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!

Сборник «Вечерний альбом», раздел «Детство».

Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Мирок»

Стихотворение «Мирок» вошло в «Вечерний альбом» поэтессы, напечатанный в 1910 году за ее собственные средства, в раздел «Детство», но критики дружно и незаслуженно обошли его вниманием.

Текст произведения построен как совокупность определений детства, как мозаика смыслов, из которой составлен мир маленького человека.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «глазок боязливых», «по паркету стук», «ножек шаловливых», «словечек шепот», «миг покоя краткий», «Богу … обет (обещание)», «мира загадки», «кроется ответ» – которая обусловлена необходимостью рифмовки;
  • эпитеты – «боязливые глазки», «пасмурные мотивы», «мирные картинки», «вечный беспорядок», «радостные науки», «ласковые словечки», «мерный голос», «трепетный обет», «нежные загадки», «сказочные моря»;
  • олицетворения – «боязливые глазки», «радостные науки», «картинки дремлют», «словечек шепот», «голос сказки»;
  • метафоры – «солнце в мотивах», «мир гипотез», «золото колечек (курчавых прядей)», «блестки фонарей»;
  • лексический повтор – «это вечер, вечер», «Дети — это…»;
  • ряды однородных членов предложения – «солнце, мир гипотез, беспорядок, шепот, картинки»; «вечер, блестки, голос» – для точного описания быта и жизни ребенка;
  • синонимы – «отдых, покой»;
  • контекстуальные антонимы – «пасмурный – радостный»;
  • симплоку (повторение слов в смежных стихах или фразах при разной середине или начале и конце) – «…загадки, и в самих загадках … ответ», позволяющую создать акцент на ключевом слове;
  • аллитерацию (многократное повторение однородных согласных) – сказки о царе Салтане, о русалках-сестрах сказочных;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «мирок», «глазки», «ножки», «колечки», «словечки», «овечки», «картинки», «птички», «кроватка».

Первая строфа стихотворения отражает чередование радости и грусти, оборот «солнце в пасмурных мотивах» – переменчивость детского характера, когда на заплаканном лице может появиться улыбка. Вторая, несколько умильная по тону, напоминает подтрунивание, шутливую иронию. Обилие однородных форм слов в нем приводит к пародийному восприятию даже слова «беспорядок». Третья строфа проникнута тонким лиризмом, она отражает тихое материнское счастье, прелесть семейной атмосферы. В четвертой автор делает попытку заглянуть в будущее, отгадать, кем же станут дети.


Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах