Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«На рейде» И. Бунин

Люблю сухой, горячий блеск червонца,
Когда его уронят с корабля
И он, скользнув лучистой каплей солнца,
Прорежет волны у руля.

Склонясь с бортов, с невольною улыбкой
Все смотрят вниз. А он уже исчез.
Вверх по корме струится глянец зыбкий
От волн, от солнца и небес.

Как жар горят червонной медью гайки
Под серебристым тентом корабля.
И плавают на снежных крыльях чайки,
Косясь на волны у руля.

<1906>

Анализ стихотворения Бунина «На рейде»

В центре поэтического текста, датированного 1906 г., – падение золотой монеты, изображенное по принципам, напоминающим метод замедленной киносъемки. Забавный бытовой случай послужил основой для создания праздничной зарисовки, наполненной солнечным светом и блеском воды. Анализируемое произведение является превосходным примером, иллюстрирующим оригинальные качества бунинского стиля: внимание к цветовым переходам, точность их изображения, целостность и семантическое богатство колористических характеристик.

Металлическая монета обладает свойством отражать свет – именно на этой способности сосредоточивается лирический герой. Для характеристики яркого блеска, фигурирующей в зачине, автор привлекает два эпитета. В концовке первого катрена художественный арсенал стихотворения дополняется сложной метафорой, сближающей образ монеты с лучом, в свою очередь названным солнечной каплей.

В начальных строках первых двух строф упоминается об эмоциональной реакции людей, свидетелей забавной сценки. Случай вызывает оживление, веселый интерес и «невольную», неожиданную улыбку. Ответное чувство лирического «я» выражено мощнее: субъекту речи нравится наблюдать, как вылетевший из рук червонец описывает красивую сияющую траекторию и бесследно пропадает на дне.

Ведущая тема не прерывается с исчезновением главной детали. Внимательный взгляд героя-наблюдателя находит ряд источников, отражающих свет. Ими становятся не только воды, но и такие малопоэтические подробности, как гайки, служащие для крепления корабельных деталей. Под тенью парусов, получающей эпитет «серебристая», обыкновенные металлические колечки кажутся позолоченными. При помощи художественного приема завершается формирование семантического ряда со значением драгоценного, составляющего основу поэтической зарисовки.

В концовке жизнерадостная колористическая гамма дополняется нарядным оттенком ярко-белого, названного «снежным». Таков цвет оперения чаек, качающихся на волнах. Сияющие чистые тона, изображенные поэтом, оставляют радостное впечатление. С последним созвучны чувства беззаботной публики и лирического «я», находящихся на судне. Формальные принципы, на которых построен текст, напоминают позитивную живописную манеру импрессионистов, создававших динамичные, эмоциональные и искренние полотна.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах