«Не смейся над моей пророческой тоскою…» М. Лермонтов
* * * Не смейся над моей пророческой тоскою; Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет; Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти; настанет час кровавый, И я паду, и хитрая вражда С улыбкой очернит мой недоцветший гений; И я погибну без следа Моих надежд, моих мучений, Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый; Пускай толпа растопчет мой венец: Венец певца, венец терновый!.. Пускай! я им не дорожил.
<1837>
Анализ стихотворения Лермонтова «Не смейся над моей пророческой тоскою…»
Стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою…» написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым предположительно в 1837 года. Впервые его опубликовали уже после смерти поэта в 1846 году в литературном сборнике «Сегодня и вчера» с купюрами и некоторыми неточностями. У этого произведения есть двойник – «К* (Когда твой друг с пророческой тоскою…)», оба они продолжают тему подвига во имя свободы и расплаты за него, которая была сильна в лирике поэта в 30-х годах.
«Не смейся над моей пророческой тоскою…» отражает глубокие чувства и переживания автора. В нём речь идёт от первого лица. Поэт обращается к собеседнику, возможно, возлюбленной. Михаил Юрьевич создаёт очень трогательный образ, когда говорит о предчувствии скорой гибели:
Я знал: удар судьбы меня не обойдёт;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдёт…
Используя анафору, поэт усиливает ощущение безысходности. Одновременно утверждается и спокойная уверенность. «Я знал», – говорит лирический герой, смиряясь с будущим. Это подтверждается в следующей строке: «Но я без страха жду довременный конец…»
Что же предчувствует поэт, терзаясь «пророческой тоскою»? Исследователи лирики Михаила Юрьевича отмечают, что ожидание гибели у поэта связано со смертью его кумира – А. С. Пушкина. Известно, что Лермонтов вдохновлялся творчеством Александра Сергеевича, воспринимал его как старшего товарища. Смелость, с которой Пушкин порицал современное ему общество и нравы, поражала молодого Лермонтова. Потому кончина великого наставника вызвала у юноши бурю эмоций, которая выплеснулась в стихотворении «Смерть поэта». Императору Николаю I эти стихи показались оскорбительными. Последовали арест и ссылка.
Неудивительно, что в свете этих событий Лермонтова охватила тоска. Поэт снова убедился в чёрствости общества и жестокости власти. Потому-то он и говорит не о смерти, а о плахе, то есть, о казни. «Час кровавый» – таким эпитетом он характеризует момент своей гибели.
Снова поэт создаёт образ «несвоевременного героя» – человека, безусловно, великого, но пришедшего в мир не в тот час:
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений…
В этом стихотворении содержится множество отсылок к творчеству А. С. Пушкина. Эпитет «недоцветший гений» перекликается с выражением «недозрелый гений» из пушкинского «Андрея Шенье». Лермонтов указывает на фигуру Александра Сергеевича, упоминая «венец певца, венец терновый», уже использованный в «Смерти поэта».
Финальная строка производит впечатление незавершённости. Но этому чувству не стоит доверять. Несмотря на то, что последняя фраза не рифмуется ни с одной из предыдущих, мысль произведения оказывается закончена. Автор отпускает все переживания. К сожалению, теперь мы знаем, что его предчувствия подтвердились. Однако читатель может утешиться тем, что поэт оптимистично относился к смерти, воспринимая её как путешествие к новым мирам.