«Муха» О. Мандельштам
– Ты куда попала, муха?
– В молоко, в молоко.– Хорошо тебе, старуха?
– Нелегко, нелегко.– Ты бы вылезла немножко.
– Не могу, не могу.– Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.– Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей,Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.
1925 г.
Анализ стиха О. Мандельштама «Муха»
Одно из немногочисленных детских стихотворений Мандельштама «Муха» написано в 1925 году перед большой творческой паузой. Это была попытка задушевного разговора с маленьким читателем, который, как справедливо полагал поэт, сидит в каждом взрослом человеке. Талантливый порывистый Мандельштам с его удивительной непосредственностью и недальновидностью сам во многом был ребенком. Именно поэтому описанный автором разговор лирического героя с попавшей в беду мухой столь органичен и трогателен.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- вопросно-ответную форму изложения, которая облегчает малышам восприятие смысла;
- лексические повторы – «в молоко, в молоко», «нелегко, нелегко», которые являются звуковыми акцентами, выделяют ключевые слова и придают экспрессию – повтор «не могу, не могу» звучит как зов о помощи;
- контекстуальные синонимы – «муха», «старуха» – выступают в роли обращений, одновременно олицетворяя объект речи;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «немножко», «бедняжка» – отражают сочувственное отношение лирического героя к мухе;
- контекстуальные антонимы – «попала – вылезла», «хорошо – нелегко» – очерчивают полярные стороны действительности, фатальные перемены в положении персонажа;
- ряд однородных членов предложения – «пожалей, перелей» – состоит из глаголов повелительного наклонения, которыми муха выражает просьбу;
- аллитерацию – «хорошо… старуха», «бедняжку пожалей» – как имитацию жужжания, «перелей, перелей» – имитацию звука льющейся жидкости.
Форма сослагательного наклонения – «ты бы вылезла» – выступает в значении, которое свойственно повелительному наклонению, но при этом выражает мягкое деликатное побуждение. Частотность личных местоимений придает тексту разговорный характер и особую доверительность.
В рамках миниатюрного произведения Осип Эмильевич знакомит детей с тем, как устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, предвидеть последствия своих действий. В занимательной форме Мандельштам обращает внимание ребят на двойственность природы вещей: ведь полезное молоко чуть не погубило неосторожную муху. Поэт открывает бесконечное пространство любви для самых маленьких, без скученной назидательности учит их состраданию даже к малоприятным персонажам, вниманию к мелочам.
Автор: Осип Мандельштам