«Недоносок» Е. Баратынский
Я из племени духов,
Но не житель Эмпирея,
И, едва до облаков
Возлетев, паду, слабея.
Как мне быть? Я мал и плох;
Знаю: рай за их волнами,
И ношусь, крылатый вздох,
Меж землей и небесами.Блещет солнце – радость мне!
С животворными лучами
Я играю в вышине
И веселыми крылами
Ластюсь к ним, как облачко;
Пью счастливо воздух тонкой,
Мне свободно, мне легко,
И пою я птицей звонкой.Но ненастье заревет
И до облак, свод небесный
Омрачивших, вознесет
Прах земной и лист древесный:
Бедный дух! ничтожный дух!
Дуновенье роковое
Вьет, крутит меня, как пух,
Мчит под небо громовое.Бури грохот, бури свист!
Вихорь хладный! вихорь жгучий!
Бьет меня древесный лист,
Удушает прах летучий!
Обращусь ли к небесам,
Оглянуся ли на землю –
Грозно, черно тут и там;
Вопль унылый я подъемлю.Смутно слышу я порой
Клич враждующих народов,
Поселян беспечных вой
Под грозой их переходов,
Гром войны и крик страстей,
Плач недужного младенца…
Слезы льются из очей:
Жаль земного поселенца!Изнывающий тоской,
Я мечусь в полях небесных,
Надо мной и подо мной
Беспредельных – скорби тесных!
В тучу кроюсь я, и в ней
Мчуся, чужд земного края,
Страшный глас людских скорбей
Гласом бури заглушая.Мир я вижу как во мгле;
Арф небесных отголосок
Слабо слышу… На земле
Оживил я недоносок.
Отбыл он без бытия:
Роковая скоротечность!
В тягость роскошь мне твоя,
0 бессмысленная вечность!
Из сборника «Сумерки», <1835>
Анализ стихотворения Баратынского «Недоносок»
Евгений Абрамович Баратынский (1800 – 1844) принадлежит к представителям Золотого века русской литературы. Несмотря на статус лучшего поэта своего времени, который был присвоен ему современниками, он одновременно был и самым таинственным и непонятым автором. Язык образов Баратынского для многих оказался слишком неясным.
Одно из таких недооцененных стихотворений – «Недоносок» 1835 года. Хотя речь в нём идёт о мятущемся духе, от лица которого ведётся повествование, читатель сразу может понять, что этот образ – явная аллегория на собственное «я» поэта. Говоря от лица небесного создания, Евгений Абрамович раскрывает перед читателем свою душу и делится своими чувствами.
Сначала разберёмся с заглавием произведения. Не стоит понимать слово «недоносок» в современном его значении. Называя героя так, поэт вовсе не желает грубо его оскорбить. Здесь имеется в виду недоношенность как преждевременное появление на свет. Герой чувствует себя беспомощным и слабым, неспособным изменить что-либо ни в своём существовании, ни в жизни окружающих.
Кто же таков и к чему так безуспешно стремится лирический герой? В первых строках произведения он представляется:
Я из племени духов,
Но не житель Эмпирея…
Поясним: Эмпирей в древнегреческой, а затем и христианской философии, – одна из небесных сфер, обиталище высших существ. Читатель понимает, что герой – это некая мистическая сущность, не человек и не божество. Волею судеб он обречён вечно существовать между миром живых и раем.
Описывая это существо, поэт использует лёгкие и воздушные эпитеты, чтобы донести до читателя образ героя: «крылатый вздох», «весёлыми крылами». Из первых строф может показаться, что дух этот легкомысленный и беззаботный, ведь автор так передаёт его настроение:
Мне свободно, мне легко,
И пою я птицей звонкой.
Но очень скоро с героем происходит перемена. Налетает жестокая буря и отбрасывает его из высоких, озарённых солнцем облаков. Поэт применяет здесь восклицания и повторы, напоминающие раскаты грома:
Бури грохот, бури свист!
Вихорь хладный! вихорь жгучий!
Грозой его прибивает ближе к земле, и дух наблюдает, как живут люди. Он замечает их тяжёлый труд, страдания, постоянные войны, сочувствует им, когда они болеют. Но ничем не может им помочь. Сил у него недостаточно, чтобы как-то облегчить человеческие мучения. От тоски он прячется в тёмные тучи, теперь грохот грозы ему кажется приятным, ведь он заглушает людские крики.
Но и это малодушие угнетает героя. Именно поэтому он клеймит себя недоноском. Этим стихотворением поэт, очевидно, хотел сказать, что время талантливых людей, которые желают изменить мир в лучшую сторону, ещё не пришло. Но тонко чувствующие поэты не могут не откликнуться на человеческую боль, хотя они и не в силах избавить людей от неё.