«Таинственный посетитель» В. Жуковский
Кто ты, призрак, гость прекрасный? К нам откуда прилетал? Безответно и безгласно Для чего от нас пропал? Где ты? Где твое селенье? Что с тобой? Куда исчез? И зачем твое явленье В поднебесную с небес? Не Надежда ль ты младая, Приходящая порой Из неведомого края Под волшебной пеленой? Как она, неумолимо Радость милую на час Показал ты, с нею мимо Пролетел и бросил нас. Не Любовь ли нам собою Тайно ты изобразил?.. Дни любви, когда одною Мир для нас прекрасен был, Ах! тогда сквозь покрывало Неземным казался он… Снят покров; любви не стало; Жизнь пуста, и счастье – сон. Не волшебница ли Дума Здесь в тебе явилась нам? Удаленная от шума И мечтательно к устам Приложивши перст, приходит К нам, как ты, она порой И в минувшее уводит Нас безмолвно за собой. Иль в тебе сама святая Здесь Поэзия была?.. К нам, как ты, она из рая Два покрова принесла: Для небес лазурно-ясный, Чистый, белый для земли: С ней все близкое прекрасно; Все знакомо, что вдали. Иль Предчувствие сходило К нам во образе твоем И понятно говорило О небесном, о святом? Часто в жизни так бывало: Кто-то светлый к нам летит, Подымает покрывало И в далекое манит.
1824 г.
Анализ стихотворения Жуковского «Таинственный посетитель»
Романтик и мечтатель, Василий Жуковский неоднократно пытался найти взаимосвязь между чувствами и поступками людей. В итоге поэт пришел к вводу, что каждым из нас управляют некие высшие силы, которые и вкладывают в наши умы определенные мысли. Свою концепцию управления людьми через нечто божественное и неосязаемое Василий Жуковский изложил в элегии «Таинственный посетитель», созданной в 1824 году. Роль субстанции, которая влияет на поведение каждого человека, поэт отвел невидимым призракам, присутствие которых все мы, тем не менее, можем осязать. Оно похоже на легкое дуновение ветра, в шепоте которого могут скрываться самые разнообразные послания. Нам же остается лишь правильно их «расшифровать» и понять, как поступать в той или иной ситуации.
Обращаясь к нежданному гостю, поэт пытается выяснить, кто же он и «откуда прилетел». Однако гораздо больше Жуковского волнует то, чем именно он обязан его присутствию, и что готовит ему встреча с этим таинственным посетителем. Он может обрести форму надежды, которая несет с собой «радость милую на час», но очень скоро растворяется в пространстве, оставляя на губах легких привкус разочарования. Нежданный гость может обрести форму любви, которая менее скоротечна, но приносит гораздо больше душевных страданий. Когда она проходит, то выясняется, что «жизнь пуста, и счастье – сон».
Перечисляя все возможные варианты обличия таинственного незнакомца, Жуковский утверждает, что он может принимать форму мыслей, которые настолько глубоки и благородны, что требуют длительного осмысления. Самому же автору намного ближе и понятнее, когда таинственный незнакомец является в виде музы, именуемой поэзией. В такие моменты жизнь становится удивительно легка и хороша, так как с этой особой «все близкое прекрасно; все знакомо, что вдали».
Однако настоящим подарком судьбы Жуковский считает такую ипостась таинственного гостя, как прозрение, когда все тайное становится явным и очевидным. В такие моменты жизни поэт убежден, что его тайный посетитель является ангелом, решившим облегчить судьбу простого земного человека. Он приходит именно в те моменты, когда нам действительно нужна помощь свыше, «поднимает покрывало и в далекое манит», указывая, тем самым выход из самой сложной и тупиковой ситуации, в которую каждый человек рано или поздно попадает, лишенный поддержки и сочувствия окружающих.