Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Пётр Вяземский

«Осень (Кокетничает осень с нами…)» П. Вяземский

      Кокетничает осень с нами:
   Красавица на западе своем
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днем.

      И вот я, волокита старый,
      Люблю ухаживать за ней
И жадно допивать, за каплей каплю, чары
   Прельстительной волшебницы моей.

Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,
Еще душистее цветы ее венка,
И в светлом зареве прекрасного заката
Сил угасающих и нега и тоска.

Октябрь 1874 г., Гомбург.

Анализ стихотворения Вяземского «Осень»

Уникальность феномена П. А. Вяземского – в его необычайном творческом долголетии, высочайшем литературном вкусе и непреходящей актуальности его поэзии. Вклад в русскую литературу этого аристократа во всех отношениях до сих пор не оценен по достоинству.

Стихотворение «Осень» написано в 1874 году находящимся в эмиграции восьмидесятидвухлетним поэтом, и оно вполне отражает глубину его дарования, ясность разума и виртуозное владение словом. Произведение содержит следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «кокетничает осень», «нежнее с каждым днем», «волокита (ухажер) старый», «волшебницы моей», «сил угасающих»;
  • олицетворение – «осень кокетничает» – задает тон всему повествованию – это настоящая апология осени;
  • синекдоху – «пестрота наряда» – подмена понятий «ткань – наряд» позволяет сосредоточить внимание читателя на эстетике осеннего пейзажа;
  • метафоры – «допивать чары волшебницы», «нега (полное довольство) и тоска сил», которые можно трактовать и как олицетворения;
  • лексический повтор – «последней ласкою, последними дарами» – делает акцент на конечности и неповторимости каждого момента жизни;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «за каплей каплю», позволяющую подчеркнуть ограниченность радостей жизни (чар), малость – их капли – и одновременно создать звуковой образ;
  • эпитеты – «прельстительная (привлекательная) волшебница», «угасающие силы», «золота струя»;
  • многосоюзие – «и пестрота, и бархат, и парча, и струя, и яхонт (рубин), и янтарь, и гроздья», «и нега и тоска» – иллюстрирует многообразие осенних красок и противоречивость человеческих чувств;
  • контекстуальные антонимы – «нега – тоска»;
  • устаревшая усеченная форма имени прилагательного – «золота»;
  • эллипсис – «…тем дороже мне (они)…».

Выражение «красавица на западе» требует объяснения – «стареющая красавица». В контексте речи «запад» трактуется как «упадок, утрата (красоты)».

Глубокая старость – осень жизни – время подведения итогов и философских обобщений, и недаром поэт вводит множество оборотов, несущих приметы убывания, угасания и быстротечности бытия: «последние дары», «последняя ласка», «старый волокита», «допивать», «красавица на западе», «утрата», «закат», «угасающие силы».

Обилие местоимений придает стихотворению доверительный характер – автор исповедуется читателю в самых сокровенных чувствах. Грусть старого поэта светла, а каждое мгновение жизни бесконечно дорого.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах