Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Поэту» И. Северянин

Лишь гении доступны для толпы!
Ho ведь не все же гении — поэты?!
Не изменяй намеченной тропы
И помни: кто, зачем и где ты.

Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя — кстати ль!..
Пусть песнь твоя — мгновенья звук пустой,-
Поверь, найдется почитатель.

Пусть индивидума клеймит толпа:
Она груба, дика, она — невежда.
Не льсти же ей: лесть — счастье для раба,
А у тебя — в цари надежда…

Анализ стихотворения Северянина «Поэту»

Короткое стихотворение «Поэту» написано в 1907 году начинающим поэтом. Со свойственной Северянину самонадеянностью в рамках произведения он дает наставления молодым (и не только молодым) собратьям по цеху. Небольшое стихотворение поднимает большие проблемы – проблему признания, проблему элитарности искусства и нравственного выбора творца.

Небольшое стихотворение содержит такие художественные выразительные средства:

  • риторические восклицания — «Лишь гении доступны…!», «Не пой толпе! Ни для кого не пой!», «… кстати ль!…» — подчеркивают экспрессию автора, который высказывается на волнующую его тему;
  • риторический вопрос — «…ведь не все гении – поэты?!»;
  • кольцо «Не пой толпе! Ни для кого не пой!» позволяет выделить ключевые слова;
  • эллипсис – «где ты (находишься)», «… кстати ль (это будет)!…», «песнь – (это) … звук», «лесть – (это) счастье», «в цари (предлагается) надежда» — позволяет расставить интонационные «якоря», задержав внимание читателя;
  • эпитет – «пустой звук»;
  • инверсию – «звук пустой», «песнь твоя», «найдется почитатель», «клеймит толпа», которая позволяет в основном выстроить именную рифму;
  • синекдоху – «гении доступны», «индивидума клеймит толпа»;
  • метафору — «звук мгновенья»;
  • анафору – «она груба, … она невежда», которая выделяет главный член предложения. на котором нужно сделать акцент;
  • антонимы – «раб – царь»;
  • однородные члены предложения – «кто, зачем и где», «груба, дика»;
  • антитезу – «лесть – …для раба, а у тебя …надежда», позволяющую осуществить противопоставление понятий.

Фразой «гении доступны для толпы (как массового потребителя)» И. В. Северянин подчеркивает, что творчество гениальных художников (поэтов, ваятелей музыкантов) обладает универсальной доступностью. В рамках произведения поэт убеждает каждого творческого человека не изменять своему призванию – «намеченной тропе».

Восклицание «Не пой толпе!» – призыв Игоря Васильевича не творить на потребу публике, ни под кого не подстраиваться, держаться собственной творческой манеры, индивидуальности. Засилье массовой культуры – примета не только нашего времени. Игорь Васильевич уже в 1907 году отметил, что «индивидума клеймит толпа», и дал ей в стихотворении исчерпывающую характеристику.

Оборот «Для песни пой» — призыв творить ради самого творчества, не заботясь о том, уместно ли оно – «кстати ль» — и какое впечатление производит.

Метки:



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах