Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«После долгих лет разлуки…» М. Петровых

* * *

После долгих лет разлуки
В летний лес вхожу с тревогой.
Тот же гул тысячезвукий,
Тот же хвойный сумрак строгий,
Тот же трепет и мерцанье,
Те же тени и просветы,
Те же птичьи восклицанья
И вопросы и ответы.
Глубока была отвычка,
Но невольно сердце вняло,
Как кому-то где-то птичка
Что-то звонко объясняла.
Здравствуй, лес! К тебе пришла я
С безутешною утратой.
О, любовь моя былая,
Приголубь меня, порадуй!

1967 г.

Анализ стиха М. Петровых «После долгих лет разлуки…»

Стихотворение было написано Марией Петровых в 1967 году, в пору подведения жизненных итогов, написано зрелым человеком, отдающим себе отчет в значимости пережитых событий.

В своем творчестве, как и в жизни, Мария Сергеевна предельно проста и откровенна. Ее поэзия прямодушна и предельно серьезна, можно сказать, аскетична. Будучи прямым, но деликатным человеком, М. Петровых не допускала двусмысленности и все говорила начистоту. Стихотворение демонстрирует интерес к внутреннему миру лирической героини: оно представляет собой поразительно искреннее обращение, где нет ни тени женского лукавства, кокетства.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «гул тысячезвукий», «сумрак строгий», «пришла я», «любовь моя былая», которая обеспечивает гармоничную рифмовку и создает смысловой акцент на последнем слове;
  • эпитеты – «хвойный сумрак», «птичьи восклицанья», «безутешная утрата (то есть потеря, значение которой приуменьшить невозможно)», ярко характеризующие явления с необычной стороны;
  • анафору – «тот же трепет … , те же тени … , те же восклицанья …», усиливающую эмоционально-торжественный , возвышенный тон изложения;
  • антонимы – «тени – просветы», «вопросы – ответы», передающие жизненные и природные контрасты и свидетельствующие о цельном восприятии действительности;
  • авторские неологизмы – «тысячезвукий», «отвычка (ставшее привычным отсутствие потребности)» – придают тексту эмоциональную экспрессивность и выразительность;
  • олицетворения – «сердце вняло (вслушалось)», «птичка объясняла» – делают речь образной и яркой, помогают точнее передать авторскую мысль;
  • риторические восклицания – «Здравствуй, лес!», «О, … приголубь, порадуй!» – отражают взлет эмоций в рамках описываемого события;
  • обращения – «лес», «любовь моя былая» – приковывают внимание читателя к объектам речи;
  • ряд однородных членов предложения – «приголубь, порадуй», состоящий из контекстуальных синонимов, которые также усиливают выразительные свойства речи.

В каждой строке произведения сквозит чуткость восприятия природы: лирическая героиня относится к лесу как к храму и как к старому другу, который поймет ее без лишних слов. Поэтому приходит туда с чувством невосполнимой потери за утешением и облегчением, приходит с надеждой в поиске ответов на сложные вопросы.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах