Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Антон Дельвиг

«Прощальная песнь воспитанников Царскосельского Лицея» А. Дельвиг

Хор

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

1-й голос

О матерь! вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к тебе любовь.
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд.

Хор

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

2-й голос

Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Хор

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

3-й голос

Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Хор

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

4-й голос

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да, неправде – нет.
В несчастье – гордое терпенье,
И в счастье – всем равно привет!

Финал

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Апрель или май 1817 г.

Анализ стихотворения А. А. Дельвига «Прощальная песнь воспитанников Царскосельского Лицея»

Антон Антонович Дельвиг несмотря на разницу темпераментов был одним из ближайших, задушевных друзей А. С. Пушкина. Как и большинство его соучеников, Дельвиг считал проведенные в Лицее годы особым периодом, оказавшим неоценимое влияние на формирование будущих поэтов как ярких личностей.

Дельвиг всегда находился под сильным слиянием эллинистической культуры. Произведение написано по случаю окончания Лицея и является подражанием антологическим стихотворениям древних греков. Оно стилизовано под театральное представление, традиционно исполняемое актером и хором.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • сравнения – «промчались, как мечтанье», «поддержит, как гений (в контексте речи – дух-покровитель человека)»;
  • метафоры – «объятья тишины», «призванье гремит», «плод (результат) опытов и дум», «кипит в груди», «друзья радости (то есть беззаботные, жизнерадостные)»;
  • эпитеты – «сладкая тишина», «младая кровь», «святое уединенье», «беспечная радость», «резвые лета», «прощальная слеза», «вечная разлука»;
  • инверсию – «вняли мы», «кипит кровь», «связала любовь», «правды в суд», позволяющую организовать именные рифмы;
  • лексику высокого стиля – «вняли», «шествуйте», «сыны», вносящую нотки патетики;
  • архаизмы – «матерь», «младая», «длань (ладонь)», «песнь»;
  • риторические восклицания – «О матерь!», «Кипит … кровь!», «Тебе … благодаренье!», «Ты … нас … съединил…!», «Благословите положивших … обет!», «Простимся …!» , «Руку в руку!», «Обнимемся …!» – придают изложению эмоциональность;
  • лексические повторы – «все родимой, все…», «в бой неколебимо, неколебимо …», «храните, о друзья, храните …» – выделяющие ключевые слова и придающие речи убедительность;
  • перифразы – «кровь и труд» – подразумеваются борьба и работа, «служба музам» – подразумевается служение искусству;
  • антонимы – «несчастье – счастье», «да – нет», в том числе контекстуальные – «опыты (практика) – думы (теория)»;
  • олицетворения – «неопытный ум», «судьба сроднила», «призванье гремит»;
  • обращения – «о матерь», «наш царь», «о друзья», «братья» – создают акценты на адресатах речи;
  • многосоюзие – «ту ж дружбу, то ж стремленье».

Флегматичная натура Антона Антоновича на деле скрывала неуемную жажду деятельности. В рамках стихотворения автор выражает благодарность самодержцу, учредившему Лицей, а также противопоставляет несколько идеализированный размеренный лицейский быт житейским бурям, борьбе за высокие идеалы, без которых не мыслит существования.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах