Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Суриков

«Прости!» И. Суриков

Я уезжаю, друг, прости!
С тобой нам вновь не увидаться…
Не сожалей и не грусти,
Что нам приходится расстаться.

Лета неравные у нас –
И нам нейти одной дорогой…
Зачем же мучить нам подчас
Себя душевною тревогой?

Ты смотришь, друг, на жизнь светло,
И всё весна перед тобою…
А мне и летом не тепло,
И сердце стынет, что зимою.

Случайно мы с тобой сошлись
В степи глухой, в минуты скуки…
Зачем же мы отравим жизнь
Друг другу ядом жгучей муки?

Прости же, друг мой, навсегда!
И наша встеча будет тайной…
И если в жизни иногда
Тебе припомнюсь я случайно,

Не сожалей и не грусти,
Что разошлися мы с тобою, –
Тебе на жизненном пути
Не мог я счастья дать собою.

Ты расцвела едва душой –
И не жила и не страдала,
Меня ж житейскою борьбой
Давным-давно уже сломало.

1878 г.

Тематические подборки: стихи о прощении.

Анализ стихотворения И. З. Сурикова «Прости!»

Без сомнения, стихотворение «Прости!» писал зрелый человек, охваченный большим искренним чувством, на основе личного жизненного опыта. Произведение относится к жанру интимной лирики: она и определяет тональность восприятия читателя, вызывает у него сочувствие и уважение к главному персонажу. Основное внимание уделено внутреннему миру героя, вынужденному делать непростой выбор.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – «Я уезжаю…!», «Прости навсегда!» – отражающие высоту чувств героя;
  • обращения – «друг», друг мой» – обозначают устанавливаемую героем дистанцию, когда любовь якобы трансформируется в дружбу;
  • многочисленные умолчания, свидетельствующие о том, что герою нелегко подбирать слова – «… нам не увидаться…» придает особую значимость каждому сказанному слову, «нейти одной дорогой…» словно обосновывает расставание, «весна перед тобою…» обозначает разницу взглядов на жизнь;
  • лексический повтор – «не сожалей, не грусти» – дублируя пожелание, герой словно дает любимой установку на счастье с другим человеком;
  • инверсию – «лета (годы) неравные», «припомнюсь я», «не мог я дать»;
  • риторические вопросы – «Зачем же мучить себя…?», «Зачем же отравим…?» – по своей сути являются доводами для окончательного разрыва;
  • метафоры – «мучить тревогой», «отравим жизнь», «дать счастья», «расцвела душой», «сломало борьбой»;
  • эпитеты – «душевная тревога», «глухая степь», «жгучая мука», «житейская борьба»;
  • сравнение – «стынет, что (как) зимою»;
  • ряд однородных членов предложения – «расцвела, не жила, не страдала» – подчеркивает, что возлюбленная неискушенная, чистая, не имеет жизненного опыта;
  • перифраз – «весна перед тобою», то есть блестящее будущее;
  • антонимы – «сошлись – разошлися».

Стихотворение пронизано горечью предстоящей разлуки и чувством вины, поэтому поэтом и выбрано такое название, идеально сочетающееся с темой. Герой винит себя за то, что подал надежду на счастье, не будучи уверенным в себе, правомерности своих чувств. Адресат произведения – любая женщина, имеющая с возлюбленным большую разницу в возрасте, даже если она не становится помехой счастливому браку.

Автор создал героя, который демонстрирует широту души, жертвенность и глубокую порядочность. Произведение пробуждает желание задуматься об ответственности (в ней и состоит весомая поэтическая суть) за судьбы тех, кого мы горячо любим.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах