Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Марина Цветаева

«Прости волшебному дому» М. Цветаева

В неосвещённой передней я
Молча присела на ларь.
Тёмный узор на портьере,
С медными ручками двери…
В эти минуты последние
Всё полюбилось, как встарь.

Был заповедными соснами
В тёмном бору вековом
Прежде наш домик любимый.
Нежно его берегли мы,
Дом с небывалыми вёснами,
С дивными зимами дом.

Первые игры и басенки
Быстро сменились другим.
Дом притаился волшебный,
Стали большими царевны.
Но для меня и для Асеньки
Был он всегда дорогим.

Зала от сумрака синяя,
Жажда великих путей,
Пренебреженье к науке,
Переплетённые руки,
Светлые замки из инея
И ожиданье гостей.

Возгласы эти и песенки
Чуть раздавался звонок!
Чьё-нибудь близко участье?
Господи, может быть счастье?
И через залу по лесенке
Стук убегающих ног…

Сборник «Волшебный фонарь» (1912). Раздел «Не на радость».
Сборник «Из двух книг» (1913).

Анализ стихотворения Цветаевой ”Прости” волшебному дому»

Цветаева родилась в Москве, в доме номер восемь, расположенном в Трехпрудном переулке. В нем она провела детство и юность, за исключением периода с 1902 по 1905 год. Это время прошло в заграничных поездках. В отчем доме поэтесса сочинила первые стихотворения. Во многих из них упоминается дорогое ее сердцу родительское гнездо. Навсегда покинула его Марина Ивановна в начале 1910-х. Отъезд был связан с предстоящим замужеством. Момент прощания с домом нашел отражение в стихотворении «”Прости” волшебному дому». Оно включено в последний раздел «Не на радость» второго сборника Цветаевой «Волшебный фонарь», увидевшего свет в 1912 году. Из-за близкой разлуки чувства лирической героини предельно обострены. Каждая деталь отчего дома становится во сто крат милее, нежели обычно. В минуты последние ей все полюбилось, как встарь, – и темный узор на портьере, и с медными ручками двери. Родительское гнездо хранит в себе сокровенные воспоминания о времени, в нем проведенном. Здесь и отроческие надежды, и мечты о дальних странствиях, и «первые игры и басенки», и детские секреты. В стихотворении Марине Ивановне удалось запечатлеть музыку юности, когда даже дверной звонок звучит в такт пению, когда навстречу неизвестному будущему хочется мчаться без оглядки, когда счастье кажется невероятно близким. Лирическая героиня безмерно благодарна дому за пережитые в нем «дивные зимы» и «небывалые весны».

В прозаическом произведении «Мой Пушкин» у Цветаевой есть следующие строчки: «…я все вещи своей жизни полюбила и пролюбила прощанием». Прощание для Марины Ивановны представляет собой апогей любовного чувства. Именно поэтому в рассматриваемом тексте для описания дома используются слова самые нежные, искренние, теплые. Такой степени интимности нет ни в одном стихотворении Цветаевой, посвященном родительскому гнезду. Слово «прости», вынесенное в заглавие, обозначает одновременно и прощание, и прощение.

Небольшой особняк, в котором жила Марина Ивановна, до наших дней не сохранился. Его снесли в революционную эпоху. В 1928 году на месте, где он когда-то находился, появилось семиэтажное кирпичное здание, возведенное по проекту архитектора Приемышева. Через двадцать лет мастер архитектурной реконструкции Булгаков надстроил дом. Квартиры в нем были у любимой публикой певицы Изабеллы Юрьевой и великого кукольника Сергея Образцова.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах