«Равноденствие» О. Мандельштам
Есть иволги в лесах, и гласных долгота
В тонических стихах единственная мера,
Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты,
Волы на пастбище, и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.
1914 г.
Анализ стихотворения Мандельштама «Равноденствие»
Читая стихотворение «Равноденствие», написанное в 1914 году, трудно себе представить, что его автор – двадцатитрехлетний молодой человек. Несмотря на возраст, в эти годы О. Э. Мандельштам уже активно печатался, прочно вошел в петербургские литературные круги, примкнув к акмеистам, и обрел искреннее признание выдающихся поэтов своего времени.
Миниатюрное стихотворение ярко отражает авторский почерк Мандельштама, его уникальную лексику и оригинальность мышления. Произведение наполняют следующие средства художественной выразительности:
- инверсия – «есть иволги и долгота», «разлита длительность», «зияет день», способствующая формированию рифмы;
- редкое сочетание аллитерации и ассонанса – «иволги … и гласных долгота» – в строке «перекликаются» не только согласные, но и гласные звуки;
- олицетворения – «длительность разлита», «день зияет» – создают конкретные, осязаемые образы, характерные для акмеизма;
- сравнения – «длительность, как в метрике Гомера», «как бы цезурою зияет» – еще детальнее конкретизируют созданные авторской фантазией образы;
- метонимия – «метрика Гомера», «извлечь богатство ноты» – смысловой перенос позволяет погрузить читателя в суть описываемых явлений;
- ряд однородных членов предложения – «покой, длинноты, волы, лень» – большинство из которых содержит «льющийся» согласный «л», «убаюкивающий» читателя;
- эпитеты – «трудные длинноты», «золотая лень».
Основной образ стихотворения – природа. Оно рисует неспешную, жаркую негу погожего летнего дня, его разлитой покой и умиротворение, описывает самый длинный, прямо нескончаемый световой день года.
Ряд слов и оборотов требует уточнения: они все так или иначе связаны с протяженными во времени процессами. Цезура – ритмическая пауза, разделяющая стихотворное произведение. Оборот «гласных долгота» – указание на протяженность ударного гласного звука в тоническом (акцентном) стихосложении, целая нота – максимальный по длительности музыкальный звук. Поэт неслучайно упоминает и иволгу – птицу, пение которой представляет собой протяжный характерный крик, и медлительных волов.
Метонимическим оборотом «извлечь из тростника» автор обозначает тростниковую свирель с ее протяжным мелодичным звуком. Поэт хочет сказать нам, что воздействие окружающего мира, его красота таковы, что парализуют волю человека к труду и творчеству.
Автор: Осип Мандельштам