Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Равноденствие» О. Мандельштам

Есть иволги в лесах, и гласных долгота
В тонических стихах единственная мера,
Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.

Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты,
Волы на пастбище, и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.

1914 г.

Анализ стихотворения Мандельштама «Равноденствие»

Читая стихотворение «Равноденствие», написанное в 1914 году, трудно себе представить, что его автор – двадцатитрехлетний молодой человек. Несмотря на возраст, в эти годы О. Э. Мандельштам уже активно печатался, прочно вошел в петербургские литературные круги, примкнув к акмеистам, и обрел искреннее признание выдающихся поэтов своего времени.

Миниатюрное стихотворение ярко отражает авторский почерк Мандельштама, его уникальную лексику и оригинальность мышления. Произведение наполняют следующие средства художественной выразительности:

  • инверсия – «есть иволги и долгота», «разлита длительность», «зияет день», способствующая формированию рифмы;
  • редкое сочетание аллитерации и ассонанса – «иволги … и гласных долгота» – в строке «перекликаются» не только согласные, но и гласные звуки;
  • олицетворения – «длительность разлита», «день зияет» – создают конкретные, осязаемые образы, характерные для акмеизма;
  • сравнения – «длительность, как в метрике Гомера», «как бы цезурою зияет» – еще детальнее конкретизируют созданные авторской фантазией образы;
  • метонимия – «метрика Гомера», «извлечь богатство ноты» – смысловой перенос позволяет погрузить читателя в суть описываемых явлений;
  • ряд однородных членов предложения – «покой, длинноты, волы, лень» – большинство из которых содержит «льющийся» согласный «л», «убаюкивающий» читателя;
  • эпитеты – «трудные длинноты», «золотая лень».

Основной образ стихотворения – природа. Оно рисует неспешную, жаркую негу погожего летнего дня, его разлитой покой и умиротворение, описывает самый длинный, прямо нескончаемый световой день года.

Ряд слов и оборотов требует уточнения: они все так или иначе связаны с протяженными во времени процессами. Цезура – ритмическая пауза, разделяющая стихотворное произведение. Оборот «гласных долгота» – указание на протяженность ударного гласного звука в тоническом (акцентном) стихосложении, целая нота – максимальный по длительности музыкальный звук. Поэт неслучайно упоминает и иволгу – птицу, пение которой представляет собой протяжный характерный крик, и медлительных волов.

Метонимическим оборотом «извлечь из тростника» автор обозначает тростниковую свирель с ее протяжным мелодичным звуком. Поэт хочет сказать нам, что воздействие окружающего мира, его красота таковы, что парализуют волю человека к труду и творчеству.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах