Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«След» М. Джалиль

Пламя жадно полыхает.
Сожжено дотла село.
Детский трупик у дороги
Черным пеплом занесло.

И солдат глядит, и скупо
Катится его слеза,
Поднял девочку, целует
Несмотрящие глаза.

Вот он выпрямился тихо,
Тронул орден на груди,
Стиснул зубы: – Ладно, сволочь!
Все припомним, погоди!

И по следу крови детской,
Сквозь туманы и снега
Он уносит гнев народа,
Он спешит догнать врага.

1942 г.
Перевод Н. А. Рахматулина.

Анализ стихотворения М. Джалиля «След»

Стихи Джалиля о войне не спутаешь с произведениями других поэтов – они носят яркий отпечаток личности поэта. Вот и стихотворение «След», написанное в жанре гражданской лирики, содержит акцент на авторской позиции.

Ни для кого не секрет, что на территории России фашистские захватчики осуществляли тактику выжженной земли, истребляя жителей тысяч деревень до единого человека. Стихотворение описывает реакцию на происходящее солдата-освободителя, увидевшего последствия оккупации своими глазами. Читателю становятся ясны истоки народного гнева, давшего силы победить инфернальное зло фашизма.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «жадно полыхает»: здесь огонь – символ уничтожения, он словно стремится пожрать то, что еще уцелело, еще больше обездолить людей, «скупо катится» – скудность слез закаленного в боях солдата только подчеркивает глубину его чувств;
  • инверсию – «сожжено село», «катится слеза», «крови детской» – столь частую в переводах стихов Мусы Джалиля, она помогает выделить финальное слово каждого словосочетания;
  • слово с уменьшительным суффиксом – «трупик» – отражает трогательное отношение автора к мертвому ребенку, дает почувствовать беззащитность, хрупкость детской жизни, непоправимость произошедшего;
  • многосоюзие – «и глядит, и катится …слеза» – подчеркивает одновременность действий;
  • ряды однородных членов предложения – «поднял, целует, выпрямился, тронул, стиснул», «туманы, снега» – всесторонне описывают происходящее;
  • риторические восклицания – «Ладно, сволочь!», «Все припомним … !»;
  • обращение – «сволочь», бранная лексика дает возможность показать степень холодной ярости, поднимающейся в душе человека;
  • анафорический лексический повтор – «он уносит, он спешит» – позволяет сделать акцент на действиях бойца;
  • метафору – «уносит гнев» – то есть намерение покарать врага;
  • лексику высокого стиля – «пламя»;
  • перифраз «туманы и снега» – автор имеет виду не столько погодные условия, сколько любые преграды на пути к логову нацистского зверя.

Черный пепел – это не только след пожара, это еще и символ безмерного горя, великой народной скорби. Смысл названия в том, что вид мертвого ребенка, впечатление от этого зрелища является мощным мотивирующим фактом, заставляющим солдата еще отчаяннее биться с фашистами, и месть его будет всесокрушающей и неотвратимой.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах